Матрешка
Матрешка - гениальная игрушка, отражающая принцип мироустройства.
— Рефат Шакир-Алиев
Матрёшка – деревянная расписная кукла cчитающаяся символом России. Единого мнения об истории создания этой круглолицей и полненькой весёлой девушки - нет. Нигде не сохранены записи, эскизы или образы данной куклы. Однако, ходят несколько наиболее распространенных «мифов», повествующих о создании всеми любимой игрушки.
Легенда
Появление Матрешки
Временем создания Матрёшки принято считать 90-ые года XIX века, когда жена русского художника Анатолия Ивановича Мамонтова, работающего в магазине-мастерской, привезла из Японии (с острова Хонсю) игрушку. Точнее, точеную фигурку, которая представляла собой японского Бога удачи Фукорокодзю (в России игрушка известна как Фукурама), но игрушка была не самая обычная – она могла разделяться пополам, а внутри себя хранила похожую фигурку, но меньше, которая так же состояла из двух половинок…Таким образом Бог Фукорокодзю хранил в себе фигурки остальных шести Богов удачи.
.По «легенде» именно эта игрушка была прородителем матрёшки. А именно, художник обратил внимание на приобретение жены и создал эскиз, а саму куклу попросил выточить потомственного токаря Василия Петровича Звёздочкина, затем же сам расписал её. Однако, первая игрушка состояла не из одних русских красавиц. В ней чередовались образы русской красавицы, наряженной в сарафан, передник и платок, с образами статных молодцов, а самая маленькая была крошка – младенец. Но после создания, нужно было дать имя своему творению,

что Анатолий Иванович и сделал – назвав куклу Матрёшкой.Название это было связано с образом матери большого семейства и пошло от популярного в то время русского имени – Матрёны. Впоследствии это имя - Матрешка использовалось специально для описания ярко раскрашенных деревянных кукол, сделанных таким образом, чтобы одна находилась внутри другой. Так мать-кукла с многочисленными дочерьми-куклами прекрасно выражает древнейший символ человеческой культуры и считается также символом материнства и плодородия.


Затем, в подмосковной усадьбе Мамонтова Абрамцево было налажено производство матрёшек. Первая матрёшка выглядела как простая девушка в народном платье. Со временем роспись становилась всё сложнее, появились различные орнаменты, сюжеты из сказок. Сначала русская матрёшка была восьмиместная, все фигурки в ней отличались друг от друга. Уже в начале XX века стали делать 24-местные куклы. Позже, в 1913 году Николай Булычёв изготовил 48-местную матрёшку. Сейчас самую первую русскую матрёшку можно найти в Сергиевом Посаде в Музее игрушки.
Производство это было не лёгким делом, так как ручное изготовление куклы на токарном станке требует высокой квалификации, умения работать с ограниченным набором инструментов. Самые маленькие фигурки делались в первую очередь. По ней потом вытачивалась следующая кукла, и так далее. При изготовлении форм матрёшки не проводились никаких измерений. Мастер должен был полагаться только на своё мастерство и интуицию.


от деревяшки к произведению
Процесс создания матрешки
Для изготовления матрешек мастера традиционно выбирают дерево мягких пород. Идеально подходят липа и ольха. Намного реже используется береза. Такая древесина, как дуб или бук, категорически не подходят для этого мероприятия, поскольку они обладают повышенной плотностью, а дуб, к тому же, характеризуется еще и пористостью.
Выбранные деревья срубают, как правило, ранней весной. После этого с бревен снимается кора, однако не подчистую, так как она необходима для того, чтобы защищать древесину от появления трещин во время сушки.

Приступать к обработке древесины следует тогда, когда она уже достаточно просохла, но при этом не является чересчур высушенной. Если дерево слишком сухое, его нужно поместить в место со стандартным уровнем влажности.
Заготовки на данный момент изготавливаются, как правило, вручную, однако некоторые мастерские используют для этого специальное техническое оборудование. Каждая заготовка проходит не менее десяти различных операций, прежде чем используется для создания матрешки.

Наконец, после долговременной просушки, мастера приступают к делу: создание матрёшки всегда начинается с самой маленькой куклы, которая, является неразборной. Далее приступают к изготовлению следующей фигуры, в которую будет помещаться наиболее маленькая матрешка. Заготовка делается необходимых габаритов, после чего разрезается на две ровных части. После этого они делаются полыми, то есть, изнутри удаляется вся лишняя древесина.


После завершения изготовления заготовок, они покрываются защитным лаком. Далее мастер приступает к раскраске. Технология росписи заключается в применении масляных красок, гуаши, акварели. Наибольшим спросом на протяжении многих лет пользуется именно гуашь.
Каждый мастер расписывал матрёшки по-своему, придумывая свои собственные стили, каждый из которых получил свою популярность. Самый известный из этих стилей был стиль Сергиева Посада, куда в 1900-ых годах, было перемещено всё производство матрёшки.
Четыре основных стиля росписи русской матрешки
Сергиево-Посадский стиль
До конца 90-х годов 19 века матрешки изготовлялись в Московской мастерской, а после ее закрытия производство переехало в учебные и демонстрационные мастерские Сергиева Посада под Москвой. По сути, Сергиев Посад стал местом, где был сделан первый промышленный образец русской матрешки, там она родилась и впервые «увидела» свет.
На огромной рыночной площади города у монастыря находился рынок. Площадь была всегда полна людей, и не удивительно, что первые матрешки изображали именно такую красочную жизнь. Среди первых образов есть молодые девушки, одетые в яркие сарафаны, женщины старообрядцы в консервативных одеждах, женихи и невесты, пастухи со свирелями, старики с пышными бородами. В ранний период развития техники в матрешках появлялись и мужские образы тоже.

Некоторые матрешки посвящались историческим темам и изображали бояр с женами, русских дворян 17 века, а также легендарных русских богатырей. Иногда матрешки посвящались книжным персонажам. Например, в 1909 году к столетию Гоголя Сергиев Посад выпустил серию матрешек по мотивам произведений Гоголя: Тарас Бульба, Плюшкин, Губернатор. В 1912 году к столетию Отечественной войны против Наполеона матрешки изображали Кутузова и некоторых других полководцев. Некоторые матрешки заимствовали сказочные сюжеты, часто темы брались из народных героических сказаний.
Лица ранних матрешек Сергиева Посада были овальными, с жесткими чертами. Поскольку верхняя часть кукол была значительно увеличена, лица доминировали над телом. Куклы выглядели примитивно и имели сильную диспропорцию, однако были очень выразительными. В этот ранний период роспись кукол считалось делом вторичным. На первое место выходило мастерство токаря, способного сделать заготовки с очень тонкими бортами. Профессиональные художники, которые расписывали первые куклы, делали это в свое удовольствие и серьезно к своей работе не относились. Именно поэтому первые матрешки выглядят очень примитивно.
Чуть позже народная художественная традиция взяла верх. Дальнейшему развитию изобразительного стиля матрешки способствовали иконописцы из Сергиева Посада. Иконописцы в основном сосредотачивались на фигуре человека и его лице. Соединение раннего типа матрешек из Сергиева Посада с традицией местной иконописной школы подтверждается и стилистически и фактически.
Семеновский стиль

  • Город Семёнов — один из основных центров изготовления и росписи матрёшек. Здесь традиции древнерусской росписи и орнамента были хорошо известны и широко использовались в декорировании прикладных изделий. Именно здесь зародилась роспись, в рисунках которой есть мотивы, привязанные к культуре древней Руси, — хохломская роспись.

    Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие семёновской матрёшки. В Семёнове с давних времён мастера занимались изготовлением токарных игрушек. Такие игрушки расписывали кистью из травы "белоус", яркими цветами, в основном, красными и зелёными полосами, сверху покрывали лаком. Делать матрёшек в этом городе начали с тех времён, когда сын одного из известных токарей-игрушечников (а именно, сын Аверьяна Дорофеевича Вагина) привёз из Нижнего Новгорода куклу-болвашку, окрашенную светло-зеленой растительной краской (изображала кукла мужика с нарисованной бородой и усами). По аналогии с пасхальными яйцами куклу решили сделать разъемной. Так появилась деревянная игрушка — прообраз будущей семёновской матрёшки. Первые матрёшки расписывались фуксином и сверху покрывались клеем вместо лака, из-за чего получались тёмными. Стиль росписи семёновской матрёшки связан также с мастерами-игрушечниками Майоровыми. Однажды Арсентий Федорович (глава семейства) привёз с Нижегородской области нераскрашенную куклу-болвашку, которую расписала его дочь Любовь. Она сделала рисунок на кукле гусиным пером, а затем раскрасила анилиновыми красками, расположив в центре ярко-алый цветок, голову матрёшки она украсила кокошником. Далее начал складываться новый стиль росписи — он отличался обилием декоративных элементов, чего не было в других стилях. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, после лакируют. Намечают все основные линии, такие как контуры лица, глаза, румянец. Затем рисуют платок, юбку и передник. Основным элементом в росписи семёновской матрёшки считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов.
  • Ранние семёновские матрешки больше соответствовали духу древнерусской росписи, линии рисунка были графичнее и легче. С течением времени рисунок букета становился более плотным, красочным и живописным, словно наливался соками трав. Сейчас в росписи более "популярны" три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Роспись каждой семёновской матрёшки неповторима и оригинальна. Мастерица, расписывая очередную матрешку, вносит в роспись что-то новое. Но и сама матрёшка несёт в себе отпечаток древней народной культуры. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от других имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью — в неё вкладывают до 15-18 матрешек. Именно в Семёнове была выточена самая большая (72-местная) в мире матрёшка. Её диаметр был 0,5 метра, высота — 1 метр.
Похловская
  • Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.
    Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сестер-матрёшек. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок-столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. "Цветы с наводкой" – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и "пестрение" – украшение при помощи отдельных мазков и точек.
    Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором.
Вятский стиль


Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговое расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.

статистика
Матрешка и люди
Спасибо за внимание
Контакты
Григорьев Егор
Балаева Елизавета
Елякина Оксана
Коваленко Николай
Орлова Анастасия
Пахомова Ульяна
г. Москва Моховая д. 9
Phone: 7(966) 315-40-72
E-mail: matreschateam@yandex.ru


Made on
Tilda