Вечно сбитые с пути

о романе Алексея Варламова "Мысленный волк"
МАРИЯ БЕЛЬДЮШКИНА
МАГИСТРАТУРА, II КУРС
Книга Алексея Варламова под названием «Мысленный волк» представляет собой произведение, состоящее из двух частей. Первая часть заключает в себе жизнеописания героев, главных и второстепенных; вторая же часть книги является бесконечным потоком мыслей, выраженных в монологах и диалогах и посвящённых, по сути, одной-единственной вечной теме – «Как [правильно] обустроить Россию».

Для Алексея Варламова, в большей степени известного в качестве биографа, такого рода литературный опыт – а именно написание прозы с элементами биографий – не вполне типично. Причиной этому, возможно, явились желание автора отойти от документального жанра, равно как и попытка высказать свои мысли насчёт того, что происходило в России тогда и происходит сейчас, поместив их в исторический контекст. И такие рассуждения, звучащие из уст героев, составляют как минимум половину книги. Читатели имеют возможность понять, каковы были настроения предреволюционного времени и в чём состояли стремления русского народа – народа, испытывающего безумную страсть к свершению великих дел и самопожертвованию и совершенно не умеющему мыслить оттенками, радикально разделяющему всё на «белое» и «чёрное».

Кто же виновен в такой силе и одновременно слабости? Так называемый «мысленный волк» – нечто, сбивающее людей, даже самых праведных, с пути истинного, то, что искушает и соблазняет их. Как было отмечено одним из героев книги, никто теперь не хочет быть «мужиком», все хотят быть «господами». А «мысленный волк» как раз и обещает, что если ему последовать, то всё изменится.

В эмоционально разобщённом обществе, каким и была Россия начала XX века, он смог завлечь в свои сети всех – Императора, принявшего решение об участии своего государства в Первой мировой войне, которую оно, по пути проиграло; людей, прочитавших труды таинственного немца Нитща (в котором угадывается немецкий философ Фридрих Ницше) и потерявших свои душу и стыд, без которых русский народ не может существовать; даже девочку Улю, которая по неведомой ей самой причине следует за своей мачехой в секту.

В итоге, получив слишком много незнакомой ранее и одновременно такой притягивающей информации, русское общество того времени не смогло осознать её и как следует проанализировать. Не смог никто полностью понять и природу этого «мысленного волка», который так и хочет заполнить собой нетронутые души русского народа.

Что касается произведения в целом, то следует отметить, что персонажи и их характеры автором достаточно хорошо прописаны. В то же время их биографии кажутся несколько отрывочными; не все истории, с которыми автор знакомит читателей, перемежаются друг с другом, что, в свою очередь, не позволяет выстроить полную картину того, что же происходит в жизни героев. Кроме того, достаточно сложно проследить структуру книги, если не вчитываться в текст внимательно; из-за этого не всегда представляется возможным понять, откуда взялся тот или иной герой или почему произошло то или иное событие.

Плюс проблема заключается в том, что читателям, незнакомым со всеми личностями, которые прямо или косвенно (при помощи изменённых имени и фамилий/отдельных элементов биографий) упоминаются в данной книге, достаточно сложно продолжать чтение, не понимая, кого автор скрывает за тем или иным героем. Также некоторых читателей может отпугнуть наличие большого количества размышлений размером в несколько станиц, время от времени достаточно сложных для восприятия.

Made on
Tilda