Красота простоты

о романе Бориса Екимова «Осень в Задонье»
Анна Белякова
магистратура, II курс
Я взялась за роман Бориса Екимова, уже прочитав два произведения из списка номинантов на премию «Большая книга». По итогам у меня сложилось представление, что отечественная литература 2014 года, видимо, серьезно подкачала, раз подобные творения вошли в претенденты на получение главной национальной премии. Поэтому «Осень в Задонье» мертвым грузом лежала в моём рюкзаке недели две, не вызывая никакого желания начать её читать. Собравшись с силами, я все-таки прочитала первую главу и... мне опять не понравилось. «Кто так пишет в XXI веке?», - думала я, - «Одно предложение на пять строчек, и везде сплошная инверсия». Уже дочитав до конца я узнала, что роман написал 75-летний дедушка. Так что, это я зря, ему можно. Однако, всё равно первая глава меня не заинтересовала. Ах, Дон, ах, дол, да десяток имён каких-то людей.

Проскучав ещё две главы, я узнала, что жил-был на свете Иван Басакин, работал на заводе, а потом Советская власть рухнула, и он пытался жить в новых условиях, но не очень получалось. Поэтому он постоянно вспоминал о прекрасном былом, когда «даже какашки в горшке были такие красивые, золотистые». Между воспоминаниями он работал дальнобойщиком. К языку автора я уже привыкла, читать стало легче. Но сюжет по-прежнему не находил у меня отклика.

Оказалось, еще не вечер. В жизни Ивана Басакина и его семьи назрели серьезные перемены, а вместе с ними изменилось и моё отношение к данной книге. Неожиданно бывший рабочий завода заделался скотоводом в безлюдном хуторе, на земле, где некогда жили его предки. Там он, его жена и шестилетний сын Тимоша обживаются на на новом месте, устраивают своё хозяйство и сближаются с природой. Без конфликтов, конечно, не обходится: противостояние с соседским чеченским семейством по земельным вопросам

приводит к драматическому исходу.

Стиль повествования, между тем, уже полюбился, и нельзя представить, как еще можно описывать эту чудесную донскую природу, эту простую человеческую жизнь. Каждое слово и выражение на своем месте, для чего-то нужное. До мурашек пробирают описания сцен, где дети находят подземный храм или где Басакинское «поместье» оказывается под сильным ливнем.

Бесхитростные герои книги живут честно и незатейливо, друг другу помогают, зла не делают, весь день хлопочут, а когда отдыхают, поют казачьи песни. Жизнь и смерть для них естественный природный процесс, и на всё воля Божья. Какая редкость для современного общества потребления! И для современной литературы. А ведь порой полезно посмотреть на таких людей, пусть даже и на страницах книги.

Как удивительно, что «Осень в Задонье» повествует о девяностых. Об этом забываешь, как только герои переезжают из поселка на хутор. В это же время, когда из телевизоров звучали призывы к демократии и свободе слова, одна семья вернулась к крестьянской жизни. И не было им никакого дела ни до выборов президента, ни до зарубежных кинофильмов. У них свои заботы — сенокос, огород да попасы. На целый день хватает. Жизнь Ивана Басакина и его семейства легче не стала, но точно стала счастливее. Среди бесконечных хлопот на берегу могучего Дона они нашли гармонию с собой.

Дочитав роман Бориса Екимова, я посмотрела вокруг себя. В тот момент я как раз ехала в подмосковной электричке. Угрюмые, усталые люди добирались домой с работы, одни спали, другие читали, какая-то женщина жаловалась по телефону,что дорого платить за съемную квартиру. И тогда я подумала, может и правда, жизнь многих из них тоже была бы счастливее, если бы они имели возможность вернуться к земле, к труду, которым веками жили их предки?

Made on
Tilda