НОЧНОЙ ДОЗОР


Когда ты чувствуешь себя героем.



История игры, которая начинается,
когда город засыпает.

Есть сотни способов хорошо провести выходные в Москве. Для любителей прекрасного в городе открыты выставки и музеи, для дружеских встреч и романтических свиданий неплохо подойдут кинотеатры и антикафе, а для тех, кто хочет остаться в тонусе, регулярно открываются спортклубы и воркауты.

Но если вы хотите ненадолго выпасть из повседневной жизни и на одну ночь открыть для себя темную альтернативную реальность гостеприимной столицы, то вам хотя бы раз стоит пойти в Дозор.

Раз в две недели, с субботы на воскресенье, на улицах города начинается ночной квест, в рамках которого десяток команд на автомобилях соревнуется в решении логических задач, городском ориентировании, а также поиске и расшифровке кодов, запрятанных в стенах заброшенных построек Москвы. Они перелезают через заборы с колючей проволокой в заброшенные заводы и лаборатории, копаются в оставленных жильцами вещах в заброшенных хрущевках, расселенных из-за реновации, светят фонарями из окон недостроенных больниц и залезают под самый потолок заброшенных заводов.

Для прохожих, которые становятся свидетелями ночных игр выглядит это так: в З часа утра, в темном переулке совершенно внезапно останавливаются 5 машин, из которых организованно выбегают парни и девушки. Эти персонажи все как один в пыльных и грязных спортивных вещах, в штанах стиля "милитари" и куртками из коллекции "жаль выкидывать", с налобными фонарями, рациями или даже респираторами. Они перелезают через заборы даже с колючей проволокой, подсаживая друг друга, после чего быстро, как отряд ОМОН, залезают в окна заброшенных домов и скрываются с глаз. Дозоровцы постоянно куда-то бегут, объясняя только, что у них какая-то игра. После чего они точно в такой же спешке вылезают, бегут к машинам и уезжают в неизвестном направлении, а на их место тут же приезжают еще 3 машины с точно такими же ребятами.
Неформальные формальности
За почти десятилетие существования Дозора экстремальная игра обзавелась целым сборником правил и ритуалов, которых придерживаются как авторы игр, так и сами игроки. Подробнее о них.
"В этом году абсолютными чемпионами года стала команда MADS, численность которых — почти 30 человек в команде".
За год проводится 4 сезона, в каждом из которых несколько игр. По итогам сезона лучшая команда получает призы и право выйти в следующую лигу и играть с настоящими мастерами, а те, кто показал сомнительный результат, наоборот съезжают в командном рейтинге вниз. По итогам года проводится награждения в различных номинациях: "самая креативная игра", "самая успешная команда" и даже "самый эмоциональный протест", который команды присылают авторам игры.


"Схема добега"
Благодаря этой карте команда понимает, где оставить машину, куда бежать и где заходить на локаци
Правила таковы: каждая игра состоит из 10 уровней. Вначале команда получает непростую загадку, решив которую получает координаты заброшенного здания или другого места, в котором будет проводиться этот уровень игры. В здании участники должны найти хитро спрятанные надписи-коды, ввести их на сайт и пройти на новый уровень. А дальше команда получает новую загадку и новые координаты. Побеждает в итоге та команда, которой удалось выполнить все задания как можно быстрее.

И, чтобы все эти экстремалы не столкнулись друг с другом, все команды играют в нескольких лигах: профессиональная, любительская, новичковая. Все уровни на играх распределяются равномерно между командами, и это, кстати, является основным отличием Дозора от его предшественницы — Схватки, где первый уровень был общим у всех команд, в результате чего на локациях была толпа в сотню человек.
В каждой из них десяток команд борются за место в топе и золотые медали на награждении в конце сезона. Если команда попадает в тройку лучших в сезонном топе, она получает право перейти в более сложную лигу. В этом году абсолютными чемпионами года стала команда MADS, численность которых — почти 30 человек в команде. Они стали первыми за всю историю Дозора, кому удалось выйти в лидеры по итогам каждого сезона, не уступая места никому. Их капитан может покрасоваться сразу четырьмя золотыми кубками и множеством медалей.
Историческая справка
Эра ночных квестов в СНГ зародилась в 2001 году в Минске с игры под названием Схватка. В этом проекте впервые была использована схема прохождения уровней, задания на которые участники получают через интернет-сайт.
Лица Дозора
Но что можно понять из игры, зная только ее правила? О своих впечатлениях нам рассказали игроки, капитаны команд и даже главный организатор московского Дозора.
• Имя
Виктор
• Ник
Чубакка
• Возраст
22 года
• Профессия
Машинист московского метрополитена
• Статус
Координатор команды "Омега" первой лиги
• Опыт игры
Полгода
Дозор для меня это возможность выйти за рамки обыденности
Дозор - для меня в первую очередь возможность выйти за рамки обыденности, разнообразить свои будни чем-то. Потом уже желание увидеть ночной город, устроить себе активный отдых, принять участие в командной игре и узнать новых людей.
Я начал играть по приглашению подруги в апреле этого года. Сначала был небольшой страх – вдруг я не найду общий язык с новыми людьми, не пойму правила игры и подведу команду? Но к концу первой игры, когда эмоции улеглись, оказалось, что это весьма интересно.
Как минимум, я смог попасть в места, о которых даже не знал. Запомнились больше всех закрытый кинотеатр со старинной аппаратурой в проекторной, полицейский участок с огромными металлическими сейфами, различные научно-исследовательские институты с пустыми аудиториями. Особая атмосфера царила в области, в пансионатах времен СССР, и совсем другая в военных бункерах и аэродромах. Всё это, конечно, – неотъемлемая часть "Дозора".

В команде есть полевые игроки, которые лазают по локациям и ищут коды, а есть штаб – это умные ребята с компьютерами, которые отгадывают задания и координируют нас. Все наши коды и ответы мы вбиваем на сайт(движок), на котором учитываются все ваши результаты. Там же появляются и новые задания.
Платить за это приходится бессонными ночами и упреками жены. График работы у меня нестандартный, и о своих сменах я узнаю обычно за неделю. Пару раз даже приходилось выходить на смену в 5 утра сразу после этих ночных похождений. Это было особенно сложно, ведь я работаю не в офисе и просто не имею права быть сонным и невнимательным.
Лично я от игры получаю азарт, мне нравится командных дух, езда по ночному городу, интересные локации, отдых от рутины. Для меня Дозор – это не про адреналин. Это интересно, атмосферно, спортивно, но адреналин я ищу в других местах. Стараюсь не рисковать и не забираться в опасные места

• Имя
Сергей
• Ник
Serg
• Возраст
35 лет
• Профессия
Логистический менеджер
• Статус
Член команды "Омега" первой лиги
• Опыт игры
6 лет
В какой-то степени играть в "Дозор" — это экстремально и порой опасно. С моими знакомыми ничего такого не случалось, но о некоторых случаях слышал: ребята и в аварию попадали, и конечности ломали.
СМИ сразу начали делать скандальные расследования о том, что на нелегальной и опасной для жизни игре несчастных ребят заставляют лезть в лифтовые шахты, и там сам не заметишь — получишь перелом. На самом деле, никто никого в Дозоре ничего не заставляет делать или куда-либо лезть: все это на добровольной основе и у каждого своя голова на плечах.

На моей памяти была пара стычек с представителями власти: нас увозили в участок, принимали, а потом отпускали через минут 15 без составления протокола. Иногда ругаются охранники, если ругаются сильно и громко — звоним организаторам, они снимают уровень у остальных команд, а мы просто уезжаем. Так или иначе, есть очень крутые и известные места вроде Ховринской больницы или небоскреба "Блютус", которые неслабо так охраняются и играть в них возможности нет. Но по большей части мы играем в захолустьях, до которых никому, а особенно ночью, дела нет.


• Имя
Ирина
• Ник
Скво
• Возраст
32 года
• Профессия
Организатор московского дозора на протяжении 5 лет
"Чтобы сделать действительно хорошую игру, нужно учесть примерно пару сотен параметров, главные из которых: фантазия и жёсткий тайм-менеджмент. Все нужно протестировать, исправить, довести до ума. Большую роль играет грамотное документационное оформление. Да, у нас тут тоже бюрократия :))
Порог вхождения в классическую игру довольно высокий, поэтому обычно мы закрепляем новичков за более опытными игроками. Но есть также проект "Дозор лайт", который был создан специально для начинающих. С психологической точки зрения начать новичку легко — каждая команда с большой радостью их вербует. Так что у любого есть богатый выбор новых друзей и поддержка сокомандников.
Сейчас мы модернизируем программное обеспечение. Если раньше игра проходила только на сайте, то сейчас большинство команд пользуются ботами в Телеграм. Может быть, дойдем и до дополненной реальности ;)
Хотя, конечно, основной упор у нас идёт на заброшенные здания, которых в Москве все меньше и меньше. Это делает честь руководству нашего города и мы как никто другой можем на своей шкуре ощутить его преображение. И с одной стороны мы взрослые люди и понимаем, что город должен меняться, а с другой - это губит наш проект :("

• Имя
Ольга
• Ник
Yaoly
• Возраст
32 года
• Профессия
Клинический психолог
• Статус
Капитан команды Омега
• Опыт игры
8 лет
«Игроки Дозора – это люди, которые готовы начать что-то новое. Люди, которые готовы жить интересно. И при этом нельзя сказать однозначно, кто основной контингент наших игроков. Спектр профессий довольно широк и непредсказуем: с нами играют как студенты, так и руководители крупных фирм.
Когда-то капитаном нашей команды был прокурор, который мог решить любые вопросы с полицией в один щелчок. Например, самая смешная история с ним случилась, когда однажды во время игры к нам приехала полиция. Наш капитан не растерялся и инициировал "проверку".
Он вышел навстречу полицейским, пожал им по очереди руки и сказал: «Спасибо за оперативность, хорошо работаете. Все, ребят, они здесь, пошли». Полиция, совершенно не ожидая такого поворота, поверила, а ребята просто разошлись по машинам и поехали дальше
Если искать в Дозоре практическую пользу, то могу сказать, что он учит быть внимательным и думать головой в условиях ограниченного времени. Штабные загадки научили меня искать в интернете все, что угодно. На данный момент я могу различить десяток кодировок: от Морзе до пляшущих человечков. Было задание, в котором ответ был закодирован нумерацией зубов в челюсти… мы разгадали.
СЛОВО ЭКСПЕРТАМ
Впечатления игроков, конечно, ценны, но каково о проекте будет мнение экспертов, которые знают все их мотивы, как открытую книгу? Скажут ли они, что игра опасна для здоровья или же наоборот одобрят?
Основные потребности игрока Дозора — яркие переживания (лимит времени, секретность, эксклюзивность, труднодоступность локаций), ощущение причастности к чему-то важному, возникновение групповой идентичности. Похожие процессы проходят у людей, выбирающих онлайн-игры. Но это не значит, что участники Дозора не способны получить подобный опыт вне игры, но скорее всего именно в этой обстановке проживание этого опыта является наиболее интенсивным. Другим мотивом участия в игре может быть раскрытие той грани своей личности, которая не реализуется в повседневности. Например, в жизни есть работа и семья, подразумевающие определенную модель поведения. Это может создавать напряжение.


Ольга Романова
Клинический психолог, арт-терапевт.


|ИГРА ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕКЛЮЧИТЬСЯ И РЕАЛИЗОВАТЬ СЕБЯ В ТОЙ РОЛИ, КОТОРОЙ НЕ ХВАТАЕТ.
Игра это часть жизни, где каждый, исполняя свою роль, продвигает команду на шаг вперед. Здесь же и командный дух, который объединяет людей. Городской квест это не просто выброс адреналина и эндорфинов. Преодолевая, добиваясь, применяя свои знания человек получает впечатления, аналогичные решению многих повседневных задач. Дозор это место, где люди из разных сфер и слоев общества встречаются, объединенные игрой. Тут каждый шаг продуман и спланирован, а когда поджимает время, происходит мобилизация сил, энергии, некий настрой на успех.
На мой взгляд, как психолога, городские квесты это новая веха в жизни молодёжи в нашем обществе. Вполне вероятно, ночные автоквесты немало волнуют окружающих, незадействованных в процесс, но такова молодежь. Могу сказать только одно играйте в свое удовольствие!

Александр Житняков
Трансперсональный психолог и интегральный терапевт
БЕЗОПАСНОСТЬ
Там, где есть адреналин, есть и опасность. Стоит ли опасаться участия в автоквестах?
Помимо хулиганства и проникновения на охраняемую территорию, ко всем ночным квестам есть и более серьезная претензия — несчастные случаи на игре. Как бы ни старались организаторы и авторы, они редко, но происходят:


- 27 апреля 2008 года в Туле юноша сорвался с бетонной конструкции.
- 12 апреля 2009 года В Ульяновске погиб юноша. Смерть наступила от удара током в трансформаторной будке.
- 6 июня 2009 года в Нижнем Новгороде молодой человек разбился, упав с крыши заброшенного торфяного завода.
- 13 июля 2009 года В Липецке молодые люди задохнулись в коллекторе.
- 27 сентября 2009 года в Брянске молодой человек погиб от удара током в трансформаторной будке в поисках кода

В 2010 произошло событие, перечеркнувшее историю побед легендарной команды «Made in game», которая до этого не раз завоевывала золото и считалась одной из сильнейших команд высшей лиги, — в Подмосковье разбился их капитан. Кто-то говорит, что их экипаж тогда мчался на уровень со скоростью почти 200 км/час, кто-то — что водитель после бессонной ночи пытался объехать выбежавших на дорогу пешеходов, но не справился с управлением. Члены команды, которые ехали с ним вместе оказались в больнице. Позже команда распалась.
Об этих случаях слышали почти все, но, хотя и относятся со скепсисом, соблюдают осторожность. Да и как тут забыть о том, что Дозор — экстремальная игра, если на новой локации игроков частенько встречают предупреждения в духе: "Будьте осторожны, на лабораторных столах стоят настоящие реагенты!" На фото, кстати, именно они:
Или "В электрощитки не лезть — они под напряжением!", "Осторожно, местами есть провалы в полу!", "В шахту лифта не лезьте — в ней ничего нет!". Тем не менее, раз в несколько лет находятся игроки, забывающие о предосторожностях под влиянием адреналина, или простые жертвы обстоятельств. Но, в первую очередь, ответственность падает на авторов игры, если они забыли написать предупреждения или не ограничили опасный участок лентами. В связи с этим у многих возникает вопрос:
Стоит ли этим заниматься?
Есть много людей, для которых Дозор — вторая жизнь. Но стоит ли игра свеч? И какие есть альтернативы?
Нетрудно найти людей, которые с большим интересом расскажут о том, что им дал Дозор и что они вообще в нем находят. Однако есть и те, кому не по душе проводить выходные в пыльных подвалах, и их тоже можно понять. Шипение рации, огни фонарей и недовольство охранников — в этом, конечно, есть своя романтика, но и здоровый сон — дело хорошее.
Прошлую игру команде приходилось вылезать из машин прямо в метровые сугробы у бордюра, протаптывать тропинки на "доходе", загребая снег уже промокшими сапогами, и бегать по бетонным коридорам, в которых гуляет ветер, а на стенах кристаллизовался иней. Все это в -8, и бывалые игроки говорят, что это "плевое дело" и "однажды в -30 играли, вот тогда было холодно", и что сейчас "даже веселее — быстрее все находим, чтобы пойти по машинам". А дальше все снимали мокрые боты, несколько слоев носков и грели замерзшие ноги.

После этого любому станет понятно, почему это вдруг кому-то может не хотеться в свои выходные ночью лезть на теплотрассу или башенный кран в мороз. Каждому своё, и "дезертиров" никто не осуждает.
Для тех, кому хочется напрячь мозги, побегать и поразгадывать загадки, появилось много альтернатив. В последние годы рынок интерактивных квестов в столице быстро развивается и нишу начали пополнять новые проекты разной степени адреналиновости.

За уже набравшей популярность "Клаустрофобией" начали открываться и другие квесты в жанре Escape room, например True Exit, Exit games или Серьезные игры. В подобных местах игроки могут пощекотать себе нервы в номере отеля с приведениями, побегать по борту космического корабля или вызволить своих друзей из опасной лаборатории. Все это длится не больше часа и не требует от игроков большого количества ресурсов.


Есть также ролевые квесты, в которых важна не работа головой, а умение взаимодействовать с актерами. В таких играх участникам даются разные роли, которых они должны придерживаться, и все, что им остается, — следить за развитием сюжета. Прямо как в романе Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Сюжет в этих квестах бывает различным, но развязка всегда непредсказуема. В топе подобных квеструмов — Marabu Quest, Quest Art и MSK2048.

Так или иначе, каждый сам решает, как ему проводить свой досуг, а вариантов того, как это делать, можно найти огромное количество.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Краткий словарь дозорных терминов
  • Лока — сокращенно от "локация" — чаще всего заброшенное здание, в котором проходит один из этапов игры.
  • Корды — географические координаты локаций, вбиваемые в навигатор.
  • Экипаж — до 5 игроков на машине, передвигающиеся по городу.
  • Поле — члены команды, задача которых — искать коды на локациях.
  • Штаб — члены команды, решающие логические головоломки в тихом и уютном месте с хорошим вай-фаем.
  • Конкуренты — представители других команд, играющие на том же уровне.
  • Залаз; залазить; залаживать; подзалажывать; перелазивать — наиболее часто использующиеся вариации глагола "лезть", способные повредить ментальному здоровью любого филолога.


Дозорные байки
За все это время в Дозоре было проведено несколько сотен игр разных форматов. И, конечно же, игрокам есть, что вспомнить. Мы собрали самые забавные и интересные истории.
Охрана
Неожиданная встреча
Мастер и Маргаритта
На первой моей игре произошел случай, который я до сих пор вспоминаю. Мы играли в огромном бетонном заводе, вход в который лежал через катакомбы вентиляции. Изнутри он был просто гигантский! Все помещение было заставлено станками и машинами метров под 10 высотой. Мы с большим интересом на них залезли и уже было начали искать, как вдруг двери в цех открывает охранник. И не один, а с двумя автоматчиками. Мы не на шутку перепугались и притихли. Он, видимо тоже, не ожидал нас увидеть и закричал на весь цех: "Вы кто, ###, такие?!". Мы попытались что-то объяснить, а он: "Какая, ###, игра?! Чтобы через два часа вас тут не было!", и просто ушел. Этого нам хватило, чтобы спокойно доиграть, созвониться с организаторами, перекурить и уйти. И только потом мне объяснили: охраннику будет нагоняй, если он проигнорирует нас, но еще хуже будет, если он нас задержит — получается, он сам пустил нас на территорию.


Наш экипаж приезжает на локацию первый, на улице холодно. Место ничем не выделяется, бетонные стены да и только.Забегаем и нас встречают агенты: девушки в вечерних платьях, молодые люди в костюмах и галстуках, в комнате стоит шикарно накрытый стол, кожаные кресла. На столе -- бутерброды с красной рыбой, красной икрой, бутылка Хеннесси и сигары. Агенты предлагают выпить и перекусить, меня тут же облепляют соблазнительные девушки, тянут за собой, шепчут что-то на ухо.
Я не знаю, как нормальный мужчина может в такой ситуации не растеряться, но все же пробую собраться и вспоминаю, что я на игре, это агенты, а мне нужен код. А девушки все настойчиво щебечут что-то про поцелуй. И тут из рации пробивается голос капитана: "не слушать... штраф... " Именно в этот момент в комнату вбегает толпа с камерами. А я лежу на кровати, на мне 3 девушки... Дали штраф 20 минут тогда!


«Самый запоминающийся уровень был… у меня в квартире. Мы были авторами игры по Мастеру и Маргарите и решили в точности повторить сцену погони Бездомного за Воландом. У нас было все, что нужно: ночь, захламленная коммунальная квартира и атмосфера загадочности. Для удобства мы повесили ограничительные ленты, чтобы игроки не могли пройти в наши комнаты. Игроки заходили в прихожую, поворачивали к кухне. Там, открыв дверь в ванную, перед ними представала та самая "голая гражданка" за занавеской, которая каждый раз вскрикивала: "Кирюшка! Бросьте трепаться!" , а потом кидалась в них мочалкой. Смущённые игроки ничего не понимали, сидели на кухне, думали, искали выход. А заветный код, напечатанный на ламинированной бумажке, все это время лежал внутри мочалок, которыми кидалась гражданка. Надо было видеть их лица, когда они до этого догадывались… Потом мы еще полгода мылись этими мочалками с дырочкой для кода, ну не выбрасывать же их?»
Left
Right
Made on
Tilda