Молодая сцена
Новые формы театра и его таланты
Вот-вот начнет свою работу 14-ый театральный фестиваль «Золотая маска». Мы решили опередить события и поговорить с теми, кто через несколько лет тоже может стать участником «Маски». Наши герои - молодые актеры и режиссеры, коллективы студенческих театров, все те, кто будет формировать театральную афишу Москвы в недалеком будущем
Молодые Обаятельные Смелые Творческие
Актеры о театре будущего и роли мечты
В учебную студию театра МОСТ поступил в 2004 гoду. Получил номинацию в категории «Лучшая мужская роль первого плана» за спектакль «Сирано» на 5-м Международном фестивале студенческих театров «Тэатральны Куфар-2008». Широкому зрителю известен по роли Жоры Арутюнянца в сериале «Молодая гвардия» (Леонид Пляскин, 2015 г.).
Илья Кожухарь, актер театра МОСТ
Илья Кожухарь, актер театра МОСТ
Фотография из личного архива героя
Как вы попали в театр и почему выбрали именно МОСТ?
На самом деле всё сложилось как-то само по себе. Я собирался поступать в театральный вуз, но потом близкие меня отговорили, посоветовав сначала получить фундаментальное образование. Поступил на факультет психологии МГУ и практически сразу попал в университетский театр, который тогда уже стал называться МОСТ. Таким образом, я получил шанс совместить два дела сразу, которым с радостью и воспользовался. И вот уже тринадцатый сезон я продолжаю играть в этом театре с огромной радостью и увлечением.
Фотография с сайта-афиши «ёжикёжик»
Расскажите о своей первой роли.

Роль, которую я воспринимаю как первую большую, – Сирано де Бержерак в спектакле «Сирано». Получилось так, что это была чуть ли не первая моя роль с текстом, и сразу главная. И к тому же требующая присутствия на сцене два часа. Текст стихотворный, очень много планов и событий, поэтому выпускать этот спектакль было очень волнительно. У нас в условиях нехватки времени даже не было возможности сделать полный прогон, мы не знали перед премьерой, сколько времени будет идти спектакль. Но когда премьера закончилась бурными овациями зрителей и после спектакля люди подходили со словами восторга и теплых искренних эмоций, – это было, конечно, невероятным событием. Тем более, что роль Сирано до сих пор актуальна для меня – спектакль продолжает жить в театре МОСТ и идет уже девятый сезон. Я раньше даже не мог представить, что можно столько лет играть одну роль, а оказывается, не только можно, но и с каждым разом удается находить новые смыслы. И это безумно интересно.
Cамое яркое воспоминание из жизни театра МОСТ?

Театр – это в принципе отдельная жизнь, и за много лет, проведенных там, у меня скопилось множество ярких воспоминаний. Первым делом на ум приходят гастрольные поездки. Мы с театром выезжали и во Францию, в Париж, и в Испанию, и в Тунис, и в Литву… Это всегда нечто особенное, когда не только едешь ради туризма, но и еще и искусство несешь в массы. Конечно, вспоминаются и периоды выпуска спектаклей, потому что всегда где-то за месяц до премьеры театр переходит в военный режим: ежедневные репетиции (практически круглосуточные), ты занят только спектаклем, только своей ролью, не думаешь больше ни о чем. В общем, есть что вспомнить.
Каким вы видите театр будущего?

Живым. Мне кажется, это единственное условие для любого театра. Сейчас, я думаю, это особенно актуально. Современный театр живет в совершенно различных формах, и так будет продолжаться и дальше. Главное, чтобы поиски формы были не в ущерб содержанию. Театр, может, и будет пересекаться с другими видами искусства и различными мультимедийными форматами. Главное, чтобы это находило отклик у зрителя.
Роль, которую вы мечтаете сыграть?

Раньше у меня были какие-то конкретные мечты, а сейчас, наверное, всё больше и больше прихожу к тому, что любая роль может быть той самой мечтой. Если только она связана с тем, что ты сейчас переживаешь и о чем думаешь. Любая роль может стать тем самым, в данный момент необходимым материалом, в рамках которого можно поделиться чем-то по-настоящему важным и волнующим тебя с другими людьми.
Ксения Берелет, актриса театра МОСТ (фотография из личного архива героя)
В учебную студию театра МОСТ поступила в 2015 году. Играла в спектаклях «Счастливый неудачник», «Сирано» и др.
«Мой интерес к сценическому искусству начался со школьной поры и продолжил развиваться после поступления в МГУ, где в свое время Евгением Иосифовичем Славутиным и было положено начало пути театральной студии, ставшей впоследствии театром МОСТ».
Ксения Берелет, актриса театра МОСТ
Ваша первая роль?
Свою первую роль я начала готовить с нашим художественным руководителем в новой версии его постановки «Удача по скрипке» (по произведению Валерия Алексеева). Сама пьеса поднимает вечные вопросы добра и зла, ценности человеческой души в контексте советской провинции 70-х годов. Мое первое погружение в работу актера в театре МОСТ стартовало именно в этом спектакле в роли Вавки – девушки с амбициозными мечтами, бесцельно проживающей свою молодость в подмосковных Подлипках. Роль в премьерном спектакле – довольно высокая первая ступень сразу после выпуска из учебной студии. Но чем гуще тернии, тем интереснее и продуктивнее их преодолевать, поэтому я с радостью до сих пор работаю над этой ролью, с каждым спектаклем находя в самой себе и в персонаже новые стороны и возможности.
Самое яркое воспоминание из жизни театра МОСТ?
Пожалуй, одним из наиболее ярких и значительных впечатлений я могу назвать время новогодних праздников, когда в театре с конца декабря по начало января каждый день идут репетиции, затем прогоны и, наконец, сами выступления в программе «Кабаре. Сны на Патриарших». Каждый год это мероприятие сближает нас как коллектив, заряжает новогодним энтузиазмом и дарит зрителям необыкновенный праздник, что не может не наполнять энергией всех артистов.

Также (не могу не отметить) лично для меня невероятно важен один момент из нашей театральной жизни. У меня есть любимый спектакль – «Счастливый неудачник»– один из самых давних, дипломированных и востребованных спектаклей нашего театра. Имею честь играть в нем роль и каждый раз делаю это с великим удовольствием. Особо ценен для меня момент, когда вся труппа, зарядившись соответствующей энергетикой, собирается за кулисами у самого выхода, чтобы выбежать на сцену в начале и в конце спектакля – каждый раз я неизменно касаюсь рукой стены нашего зала и стараюсь сохранить это мгновение в своей памяти: то самое мгновение, когда мы молоды, счастливы и через несколько секунд отправимся нести счастье и самые положительные образы и эмоции нашим зрителям.
Каким вы видите театр будущего?
Как и во всем историческом процессе, в театре всегда были и будут конформисты, анархисты, авангардисты. Скорее всего, технический прогресс не обойдет нас стороной. Думаю, театр в любое время сохранит в себе некую преемственность, культурно-исторические основы и багаж, естественно, наравне с возникновением новых поколений и задач. Навсегда останутся актуальность, тенденциозность, извечные вопросы человеческого бытия, существование действия здесь и сейчас.
Роль, которую вы мечтаете сыграть?

В своих самых смелых мечтах я работаю над ролью Настасьи Филипповны в «Идиоте».

Андрей Вересков, актер театра МОСТ (фотография из личного архива героя)
Андрей поступил в учебную студию театра в 2014-м году. Уже через год дебютировал в роли Андрея Прозорова в спектакле «Чехов». С того же года активно участвует в проекте «Волшебный МОСТик».Снял нескольких любительских короткометражных фильмов, отмеченных призами и дипломами фестивалей любительского кино «ОБЪЕКТивность» (Пенза, 2010 г.), «Молибденовый лопух» (Гурьевск, 2011 и 2012 гг.), Ural Young Films (Ревда, 2012 г.). Нам он рассказал о том, как попал в театр и как этот самый театр изменил его планы на будущее.
Как я попал в театр и почему МОСТ?

Меня позвала подруга, причем я долго сомневался – не видел себя актером. Но все же решился поступить. Так как на тот момент я уже имел высшее образование, поступил в платную группу под руководством Георгия Долмазяна. Через полтора года дебютировал в его спектакле «Чехов» в роли Андрея Прозорова из пьесы «Три сестры». Это была первая работа, первое же столкновение с классикой, с трудом на сцене и первый опыт (отдельное спасибо старшим коллегам за поддержку и ценные советы). Кстати, прежде чем получить роль, я пробовал сыграть десять чеховских персонажей.

Что касается ярких воспоминаний
— не могу выделить что-то конкретное, ведь в театре каждый день происходит что-то новое. Кроме того, роль в уже поставленном спектакле никогда не бывает закончена на все 100%, это постоянная работа над ошибками, поиск новых мыслей и красок. И вообще, роли порой получаешь совершенно неожиданно.
~
Каким вижу театр будущего?
Сложно сказать, но хотелось бы, чтобы он не утратил свежести, актуальности и зрительского интереса. И так как я человек достаточно консервативный, не хочется, чтобы театр ударялся в чрезмерные и не всегда уместные эксперименты.
Роль мечты?
Вообще, я всегда мечтал быть кинорежиссером (и это должно сбыться!), но театр настолько заразил меня, что хочется попробовать себя и в качестве театрального режиссера. Мечтаю поставить «Маленького принца» и сыграть там летчика. Мне близок и понятен этот персонаж.
Андрей Петров, студент 3 курса театрального факультета МИТРО в мастерской Даниила Спиваковского


Как проходило поступление? Что оказалось самым сложным?

Поступление происходило, как и у всех. Просили читать стихи, басню, прозу, рассказать о себе, иногда предлагали спеть или станцевать. Всё зависело от мастера, к которому я пробовался. Самым сложным было преодоление собственного волнения, так как тогда я еще не знал, что такое театральные прослушивания, и всё казалось мне крайне сложным и неоднозначным. Поступил с первого раза.


Фотография из личного архива героя
Театр был осознанным выбором?

Абсолютно. Я шел к этому практически всю свою жизнь, потому что не могу существовать без сцены. Она мой «наркотик».
Самые яркие воспоминания из студенческой жизни?

Как-то раз во время бурной несанкционированной (читай, в стенах института) вечеринки по случаю 8 марта я оказался на стуле, возвышаясь над танцующими. В этот момент мне протянули бутылку шампанского и попросили выпить. Я человек не пьющий, но решил сыграть на публику и сделал один глоток. Единственный! Позже отрывок, где я пью из горла, выложили в Инстаграм с хэштегом МИТРО. Так наше празднование стало достоянием общественности, и это сыграло со всеми нами плохую шутку. В памяти института я, наверное, навсегда останусь главным алкоголиком курса. Смех да и только.
«Театр будущего – это театр легкости. Театр без громоздких декораций и дорогих костюмов. Театр, который не прячет свое лицо под маской пафоса и напыщенности, а дает свободу настоящим и искренним эмоциям».

Андрей Петров
Роль, которую вы мечтаете сыграть?

Мечта всей моей жизни– сыграть Александра Андреевича Чацкого в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».

БЕГОМ В ТЕАТР!
23-й Фестиваль «Золотая Маска» пройдет в Москве
с февраля по апрель 2017 года.
~
Вручение премии состоится 19 апреля на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

«Золотая Маска» – профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол). Фестиваль существует с 1993 года.

Каждый раз «Золотая Маска» создает новые проекты. В 2017 году это:
• Внеконкурсная программа «Маска Плюс» - яркие, неординарные спектакли из разных городов России.
«Детский Weekend» представляет спектакли для детей всех возрастов.
«Золотая Маска» в кино» – прямые трансляции нескольких спектаклей фестиваля в кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.
«Золотая Маска» в городе» – фестиваль уличного театра. Спектакли выходят за пределы привычного пространства, открываются городу, оказываются доступными буквально каждому. Театральной площадкой становятся улицы, кафе, торговые центры и даже офисы.
Институт театра» посвящен образованию молодежного театра.
• Программа «Russian Case» – традиционный проект, адресованный зарубежным продюсерам и критикам, организаторам фестивалей. Пройдет с 30 марта по 4 апреля.

Какие спектакли будут бороться за главную награду – золотую маску? Смотрите афишу – и делайте свои ставки!

АФИША НА ФЕВРАЛЬ:
14 февраля 2017
ДЕТСКИЙ ХОР ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА (Екатеринбург), И КОМПАНИЯ «ЯРКИЕ ЛЮДИ» (Москва)

Где: Вестибюль станции метро «Курская»
14:00
15 февраля 2017
КАРМЕН
Театр оперы и балета (Екатеринбург)
Где: Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко 19:00

«Кармен» – опера Жоржа Бизе в 4 актах. Режиссер Александр Титель создает образ Кармен не столько властной роковой красавицы, сколько юной, сомневающейся, насмешливой женщины. Режиссер хотел избежать чрезмерной «оперности», поэтому спектакль начинается как мюзикл.
Продолжительность 3 ч. 30 мин.
Возрастная категория 18+

КАРМЕН
Театр оперы и балета, Екатеринбург
16 февраля 2017
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Театр мюзикла (Москва)
Где: Театр мюзикла 19:00
Рок-опера по роману Ф. Достоевского. Режиссер: Андрей Кончаловский.
Композитор: Эдуард Артемьев.
Продолжительность 2 ч. 40 мин.
Возрастная категория 16+

17 февраля 2017
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
Театр оперы и балета (Екатеринбург)
Где: Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко 19:00

Балет в 3-х действиях. Посвящен 125-летию Сергея Прокофьева и 400-летию со дня смерти Уильяма Шекспира
Хореограф: Вячеслав Самодуров
Дирижер: Павел Клиничев
Продолжительность 2 ч. 40 мин.
Возрастная категория 12+


22 февраля 2017
ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА
Театр оперы и балета (Самара)

Где: Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко 19:00

Балет в 3-х действиях. Посвящен 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева и 400-летию со дня смерти Уильяма Шекспира
Хореограф: Вячеслав Самодуров
Дирижер: Павел Клиничев
Продолжительность 2 ч. 40 мин.
Возрастная категория 12+


ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА
Театр оперы и балета, Самара

23 февраля 2017
ХОР ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА
(Самара)

Где: Ленинградский вокзал 15:00
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Театр мюзикла (Москва)


Где: Театр мюзикла 19:00

27 февраля 2017
ДОГВИЛЛЬ
Театр-Театр (Пермь)

Где: Центр им. Вс. Мейерхольда 16:00

«Догвилль» — фильм режиссёра Ларса фон Триера (2003 г.) Входит в двадцатку лучших фильмов с 1992 года по версии Квентина Тарантино.
Режиссер и художник: Андреас Мерц-Райков
Музыкальный руководитель спектакля: Татьяна Виноградова
Продолжительность 1 ч. 30 мин.
Возрастная категория 18+

ДОГВИЛЛЬ
Театр-Театр (Пермь)

Где: Центр им. Вс. Мейерхольда 20:00

ДОГВИЛЛЬ
Театр-Театр, Пермь
28 февраля 2017
БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ

Театр-студия «Небольшой драматический театр» и Российский государственный институт сценических искусств (Санкт-Петербург)



Где: Центр им. Вс. Мейерхольда 19:00
Спектакль в 2-х действиях по мотивам романа Ф.М. Достоевского
Студенческий спектакль третьего курса петербургского РГИСИ под руководством Льва Эренбурга оказался так удачен, что тут же пополнил репертуар Небольшого драматического театра.
Режиссер-постановщик: Лев Эренбург
Режиссер: Вадим Сквирский
Звукорежиссер: Марина Шейнман
Продолжительность 3 ч.
Возрастная категория 16+


Из архива театра миниатюр «Камин»
СВОИМИ СИЛАМИ
Театр миниатюр «Камин»
Для молодых актеров и режиссеров студенческие театры – это возможность поэкспериментировать, найти себя и своего зрителя. И театр миниатюр «Камин» - не исключение. 8 февраля у ребят прошел спектакль-презентация «Окей, гугл». О спектакле, сохранении традиций и поиске новых площадок рассказывает один из актеров театра, Владимир Бобор.

О рождении театра
Где-то полгода назад наш художественный руководитель и мой хороший друг Андрей Гвоздков озвучил мысль о том, что такой театральный жанр, как театр миниатюр сегодня несправедливо подзабыт, а ведь на этом поле творил еще Аркадий Исаакович Райкин. Мы решили это упущение исправить и пытаемся сохранить и преумножить наследие великого Ленинградского театра эстрады и миниатюр.
Из архива театра миниатюр «Камин»
Из архива театра миниатюр «Камин»
О коллективе
Нашим художественным руководителем стал Андрей Гвоздков - выпускник театрального училища им. Щепкина. Он работал в разных московских театрах, в том числе и в театре МГУ. Удивительного таланта человек, с потрясающей энергетикой. Команда же наша сложилась достаточно давно, многие уже работали друг с другом на различных площадках. Теперь мы собрались «под одной крышей» в театре миниатюр «Камин». Сегодня в нашей команде 18 человек: актеры, режиссеры, художники-постановщики, дизайнеры, представители других театральных и околотеатральных профессий. Это и студенты различных театральных вузов, и ребята из Московского университета и Высшей школы экономики. Мы всегда в поисках людей, которым интересен театр и которые готовы стать частью нашей команды.

О репертуаре
Мы только-только начали свою работу, и пока у нас не так много постановок в репертуаре. Большая часть материала, который мы используем, - это тексты нашего большого друга, московского драматурга Владимира Большакова. Но какими-либо рамками мы себя в этом плане не ограничиваем и берем для работы разную литературу. Недавно сделали спектакль по произведениям Бориса Васильева, в планах – работы по Евгению Шварцу и Павлу Санаеву. Диапазон большой, и, как мне кажется, это здорово.
Из архива театра миниатюр «Камин»
О спектаклях
По большому счету, спектаклей было всего два: «Я вернусь» в Центре им. Вс. Мейерхольда и «Окей, гугл», который прошел 8 февраля в театральном лофте «Компас». Он стал спектаклем-презентацией нашего театра, нашим «днем рождения». Мы пригласили своих друзей: актеров, дизайнеров, музыкантов – и попросили их рассказать о нашем театре, пожелать нам чего-нибудь.

Однако и до этого было немало работ, которые мы делали на разных московских площадках. Некоторые из них прошли на сцене КЦ МГУ, это постановки «Море» и «Шоу 2.0».

О площадках
Репетиции проходят где угодно. Мы пока что не обрели собственную сцену, поэтому вынуждены скитаться. А для показов мы арендуем площадки. Например, «Окей, гугл» проходил в театральном лофте «Компас». Заодно опробовали систему «free donation»: каждый зритель платил ровно столько, сколько счел нужным.

О планах на будущее
План может быть только один - расти, развиваться и двигаться вперед. Молодые и по-хорошему наглые режиссеры очень тонко чувствуют сегодняшний день, и поэтому они интересны и всегда актуальны в своих работах. Наблюдать за этим одно удовольствие.

Наша основная цель - со следующего театрального сезона стать резидентами одной из открытых московских площадок. А прямо сейчас кипит работа над новыми постановками, которыми мы совсем скоро порадуем своих зрителей. Следующий спектакль пройдет 15 марта в Театре 31 на Цветном бульваре.
Актриса и педагог по сценическому мстерству театральной студии "Tabula rasa" Ксения Луканова
ТЕАТР О ДУШЕ И ЛЮБВИ
"Чистая доска" студентов МГУ
Говоря о молодежных театрах, нельзя не вспомнить о таком явлении, как театр студенческий. «Tabula rasa» - молодой и быстро развивающийся проект «Содружества студентов и выпускников МГУ» и «АРТ-сообщества МГУ», студенческий театр на факультете журналистики. Его название несет в себе определенный смысл: «tabula rasa» переводится с латыни как «чистая доска»: все мы рождаемся чистыми, а знания приобретаем с течением времени, основываясь на чувственном восприятии мира.
Осенью 2016 года труппа представила свой дебютный спектакль «Неизлечимые» по рассказам А. Т. Аверченко. Сейчас ребята активно готовят новые проекты, репетируют и развиваются. Приподнять занавес к подлинным чувствам артистов нам помогла Ксения Луканова, актриса и педагог по сценическому движению «Tabula rasa».
«Насколько осознанно я выбрала театр? Думаю, настолько, что бросилась в него как в морскую бездну, как в единственное спасение. От себя. Звучит пугающе, но так и было. Мой театр начался так давно, что, кажется, сросся с моим существом окончательно. Я танцевала с четырех лет в народном коллективе, где нам внушали, что единственная возможная эмоция - это улыбка. Мне было тринадцать, и танец (страшно подобное даже произносить) стал закрепощать меня: во мне бушевала Вселенная, а меня заставляли вращать пируэты. Театр казался мне хижиной, куда я принесу все прочитанные книги и наблюдения; облачусь в тончайшую белую ткань и взлечу.

И ещё я точно знала, что моя настоящая и живая сущность обитает только на сцене. Представьте морскую неподвластную волну! Я была ею, когда убегала с полными слез глазами от любой реальной любовной истории в театр... "Скорее, туда, к глубине ощущений, бежа-а-а-ать". Мне казалось, что пространство сливается с небытием, бездны раскрываются в момент сближения с текстом. Театр всегда либо от слишком большой любви к миру, либо от трагической неразрешимости. Дуализм и несбыточность театра - это отголоски маминой игры на фортепьяно: сладкая неосуществимая реальность.

Из архива театральной студии "Tabula rasa"
В "Tabula rasa" я оказалась случайно. Тогда я параллельно играла в театре "Мост" и заглянула посмотреть, что решили сделать ребята. Помню первую встречу в "подземелье" и два разных характера! Бойкость, сила энергии Кати смешивались с натурой Кирилла-эстета, которого непременно видишь с бокалом вина. Я внутренне удивилась и заведомо согласилась на все... Эксперимент, который сейчас обретает форму, соблазнителен ещё и потому, что каждый новый спектакль - это волнующая пучина: выходить на сцену, чтобы говорить только о личном. Чтобы твоя трагедия стала трагедией людской! Все чаще замечаю, что соединяет нас одна неизлечимая болезнь - невозможность молчать... когда так много слов.

Из архива театральной студии "Tabula rasa"
Мы все про передачу энергии! Она искрится от безумия мысли, желания сделать арт-хаус в эстетике Тарантино, замешать огненный темперамент и глубинную меланхолию. Хочется, чтобы сцена разрывалась от неравнодушия и эмоции. Бушующей эмоции!
Что спрятано в нас? Оказалось, что у каждого внутри перочинные ножи, поэтому надо аккуратно дышать, чтобы не резануть. На журфаке другая система: мы заставляем себя забыть про этот страх, поэтому и режем, и бросаемся в бездны, и ищем эмоцию.

С этого учебного года я начала преподавать сценическое движение и танец ребятам из "Tabula rasa". И это стало чем-то удивительным: я наблюдаю и анализирую, как Движение выдаёт самое недоступное и потаённое. Творческий поиск теперь приобрёл постоянный выход. Кроме того, в театре начинаешь чувствовать людей иначе: образуется эмоциональная близость, которая раньше редко случалась на журфаке. Я вовсе не учу ребят двигаться, мы занимаемся «сектанством», не более: концентрируем энергию, существуем в невесомости, танцуем contemp и jazz-funk, параллельно представляя себя растаманами. Мне хочется, чтобы их тела заговорили! Это работа и с зажимами, и с воображением, и с тайнами души, которые нужно вынуть!


Когда меня спрашивают, какие роли я бы еще хотела сыграть, я всегда отвечаю c волной врывающегося темперамента: "Только НЕ роковых женщин!". С таким типажом шутки плохи, можно и прирасти к нему окончательно! Несмотря на то, что этот образ преследовал меня в разных театрах, но что-то другое, свежее, одурманивающее было в этот раз. Играть любящую до безумия интриганку было сродни бокалу шампанского! Она пьянила меня...шептала:" Тебе все позволено на сцене! Нырни в бездны!" И упоительная магия этого голоса родилась благодаря свободе...столь важной актерской свободе в конструировании образа. Режиссеры дали нам ее как единственный верный вариант всего экспериментального, рождающего тонкость театрального искусства. Что ж...теперь я обладаю зрительской характеристикой "рыжей бестии" и "соблазнительницы", но и это можно пережить!».

Из личного архива Ксении Лукановой
НЕ ОГРАНИЧИВАЯ ВОЗМОЖНОСТИ
Особый театр - место, где понятия "инвалидность" нет
12 февраля в Москве открылся третий ежегодный фестиваль особого театра «Протеатр. Международные встречи». Коллективы из Москвы и Екатеринбурга, Франции и Испании собрались в Театральном центре Вс. Мейерхольда, чтобы принять участие в традиционном смотре драматических постановок.
Фотография с официального сайта центра «Мейерхольд»
Коллектив из Екатеринбурга (Театр и Жизнь & Благотворительный фонд «Верба») откроет второй вечер фестиваля своим спектаклем «Цирк Принтинпрам Даниила Хармса», основанным на стихотворениях и дневниковых записях гения мировой литературы «абсурда» и «черного юмора» Даниила Хармса.

Завершится фестиваль особого театра показом сразу двух постановок Интегрированной театральной студии КРУГ (Москва) и Фонда Психобалет Майте Леон (Мадрид).

По словам председателя оргкомитета фестиваля Натальи Поповой, за три года существования проект «Протеатр» стал «мощным стимулом для развития российского инклюзивного театра и социальных проектов в театре». Но несмотря на такое стремительное развитие этой сферы театрального искусства, многие люди все еще мало знакомы с этим явлением.


Фотография с официального сайта «Круг II»
Бэкграунд
Театр людей с ограниченными возможностями (или «особый театр») — это культурный̆ феномен, возникший в странах Западной Европы и успешно развивающийся уже более 40 лет (в России — более 10 лет). Этот вид театрального искусства представляет собой форму творчества людей с различными функциональными нарушениями. Их участие в деятельности инклюзивных театров можно назвать своеобразной арт-терапией, которая помогает им успешнее социализироваться. В процессе деятельности таких театров ведется активный поиск форм совместной работы людей с ограниченными возможностями и профессиональных актеров. Развитие подобных театров позволяет ускорить процесс изменения устоявшегося общественного мнения о творческом и интеллектуальном потенциале людей с ограниченными возможностями.
По данным на 2010 год, в России действуют более 80 инклюзивных театров, из числа которых особенно выделяется «Круг II» (Москва) — на сегодняшний день это единственный профессиональный театр, в котором играют актеры с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями. В театральном проекте «Недослов» (Москва) задействованы неслышащие актеры, а в «Театре Простодушных» (Москва) — актеры с синдромом Дауна. Существуют также и театральные проекты, направленные на реабилитацию детей (театр «Глупая лошадь» (Москва), детский музыкальный театр «Волшебная флейта» (Москва), театрально-цирковая студия «Арлекин» (Шадринск) и другие).
Фотография из официального сообщества «Вконтакте» тетра неслышащих людей «Недослов»
В основе идеи участия актеров с ограниченными возможностями в театральных постановках лежит принцип: «на сцене инвалидов нет» (художественный руководитель и режиссер театра «Круг II» Андрей Афонин). Ставка делается на самостоятельную и ответственную работу актера, выполнение им посильных, но в меру сложных задач, с которыми он способен справиться без чьей-либо помощи. Главная задача режиссера особого театра в этом случае — создать такие условия, при которых актер сможет полностью самостоятельно контролировать свою деятельность, и поручить ему работу одинаково трудную и увлекательную.

«Когда такая работа ведется в течение нескольких лет, мы видим, как меняется человек, как он перестает эксплуатировать свою инвалидность, как, принимая на себя делегированную ему со стороны ответственность, он меняет стиль и характер своей деятельности» (художественный руководитель и режиссер интегрированной театральной студии «Круг II» Андрей Афонин в интервью «РИА Новости», 27.03.2013).

Иван Афонин
музыкальный руководитель интегрированного театра-студии «Круг II»
Этот театр основал мой отец, он и по настоящее время остается его художественным руководителем. С самого детства я был задействован в разных, еще реабилитационных программах организации, из которой потом вырос наш театр. Долгое время (примерно с 2001 года) я был участником театра-студии, а потом в какой-то момент плавно перешёл к работе музыкальным педагогом. Сейчас я музыкальный руководитель театра и часто появляюсь на сцене в качестве исполнителя. То есть, я скорее музыкант, чем актёр. Иногда появляюсь в движенческих сценах - остались навыки с занятий телом в то время, когда был участником. Но мои появления на сцене обычно связаны с аккомпанированием ребятам с особенностями, их пению или танцам, хотя бывает, что и солирую, выступать я тоже люблю.

Театр стремительно развивается, и наша цель сейчас — стать полноценными участниками театрального мира, постепенно отходить от социальной сферы. Наша театральная продукция сама по себе уже не уступает, а где-то и превосходит "обычный" театр. Например, в 2014 году наш спектакль «Отдаленная близость» стал лауреатом премии «Золотая маска».

Сейчас нам не хватает опыта и ресурсов в плане менеджмента и пиара, но мы активно развиваемся в этом направлении. Для меня быть частью такого театрального проекта на данный момент — смысл жизни, я не вижу себя на другой работе. Мне важно, чтобы театр достиг тех высот, о которых мечтает, чтобы о нас узнало больше людей.
Серафима Довгань
волонтер интегрированного театра-студии «Круг II»
Первый раз я попала в «Круг II» еще во время учебы в школе. Тогда эта организация находилась в районе, где я жила. Учительница из моей музыкальной школы посоветовала мне пойти туда, не уточняя, что это инклюзивный театр. Мол, есть тут рядом театральная студия, можно туда пойти заниматься. Я пришла и встретила там людей, с которыми захотелось стать одной семьей. К сожалению, я ходила в «Круг II» всего несколько месяцев, потому что было тяжело совмещать занятия в «Круге» с учебой, и кроме того, моим родным эта театральная студия не нравилась и это вызывало напряженную обстановку в семье.

Через пять лет я почувствовала, что очень сильно тоскую по «Кругу» и что уже ничто не мешает мне туда вернуться. В общем, я пришла не из альтруизма и желания кому-то помогать, и даже не ради творчества, а из-за привязанности к определенным людям и к тому, что ими создается.

За это время многое поменялось, театральная студия превратилась в театр, работающий на профессиональном уровне, спектакли «Круга» получают театральные премии, о них довольно часто пишут в прессе, делают сюжеты на радио. Хотя лично я именно в этих проектах (например, таких, как «Отдаленная близость», «Кристофер и отец») не участвовала, но была рядом и сопереживала, наблюдала, как из какой-то начальной идеи, постепенно, в результате общей работы рождается искусство. Мне очень радостно видеть, как люди, которых я знаю много лет, меняются и развиваются и в творческом плане, и в человеческом, внутренне растут. И я сама расту, общаясь с ними, многому у них учусь. Мне важно быть на своем месте и быть полезной там, где я нужна. Мой вклад небольшой, но я не представляю свою жизнь без участия в деятельности «Круга».


Ольга Шкляева
актриса Инклюзивного театра города Ижевска
Немного истории: первое выступление нашего театра состоялось 1 июня 2011 года — тогда был поставлен спектакль «Морские истины». Постановка состоялась благодаря усилиям девушек-волонтеров Марии Загребиной и Натальи Богдановой и родителей детей-инвалидов и молодежи с ограниченными возможностями объединения «Ассоль». Позже руководители объединения «Ассоль» познакомились с выпускниками театра-студии «Птица» и его режиссером Светланой Шанской. Возникла идея провести Фестиваль инклюзивных театров, но из-за недостатка финансирования проект не состоялся. Однако был поставлен спектакль под руководством Светланы Георгиевны «Алиса в стране чудес», в котором играли дети и молодежь с разными формами и степенями инвалидности, а так же средняя группа театра
«Птица». Премьера состоялась в апреле 2012 года.

Можно сказать, что Инклюзивный театр — отдельная группа в театре «Птица», или театр в театре. Также иногда нас называют инклюзивный театр «Ассоль». Актерами у нас являются участники объединения разных возрастов, на данный момент — от 9 до 36 лет. Участвуют в его деятельности и наши родители: они и костюмеры, и реквизиторы.

В конце февраля исполнится 5 лет как я играю в Инклюзивном театре. Поначалу мне было сложно прийти туда, я долго сомневалась, боялась, но меня все-таки уговорили. Для меня стало очень важно участвовать в таком проекте, ведь какая у инвалида жизнь? Четыре стены собственного дома интернет, редкие выходы на улицу, постоянные походы в больницу, мало друзей — и так в большинстве случаев. А театр — это новая жизнь, новые возможности и, наконец, вера в себя. Театр помог мне заниматься саморазвитием, общаться с людьми, подарил замечательные эмоции, впечатления. Как и большинство наших ребят, я пришла в театр очень закомплексованной и закрытой, не могла представить себя на сцене, была уверена, что ничего не получится. Но потом поняла, как здесь интересно и здорово. Так и все, каждый из актеров, приходящий сюда — раскрывается, расцветает. Теперь я не представляю свою жизнь без театра. И все мы живем от спектакля до спектакля. Сейчас активно работаем над постановкой по книге Марии Ботевой «Мороженое в вафельных стаканчиках». У нас есть мечта — попасть на какой-нибудь фестиваль, и мы очень стремимся к этому.

Фотография с официального сайта спектакля «Черный русский»
БЕЗ СЦЕНЫ —БЕСЦЕННО
Что такое спектакли-квесты и почему они набирают популярность
Еще несколько лет назад представить себе спектакль, во время которого зрители могут вальяжно разгуливать по площадке, разговаривать с актерами и участвовать в действии, было сложно. На сегодняшний день такой променад-театр – еще не для всех привычный, но все же довольно яркий формат театрального представления. Впервые идею стереть границы сцены и позволить зрителям участвовать в постановке волплотила в жизнь труппа Punchdrunk из Лондона. Проекты «Утопленник» (The Drowned Man) и Sleep No More имели оглушительный успех в Британии, после чего променад-театр завоевал любовь публики. Даже те, кто счел такое смелое изменение классического спектакля святотатством, были вынуждены признать, что задумка свежа, необычна и увлекательна. Ведь зрители получили невероятную возможность – с головой окунуться в действие и получить незабываемые эмоции от происходящего, актеры – новые способы самовыражения.



Известные постановки
Норманск

Новые веяния в театральной сфере дошли до России: с 2014 года появилось много достойных иммерсивных (от англ. immerse – погружать, вовлекать) представлений, во время которых зрители общались с детьми-индиго, разгадывали загадки, искали улики и даже могли пригубить немного водки.

Много положительных откликов получила постановка «Норманск», основанная на повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Она была показана в Центре имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ). В начале действия участникам квест-спектакля вручили карты, чтобы они могли свободно ориентироваться на всех пяти этажах ЦИМа, и рассказали, что происходит на каждом. Зрители могли лично пообщаться c представителями разных слоев общества, будь то обычные граждане, чиновники, тайная полиция или дети-индиго, чтобы сформировать свое отношение к происходящему и высказать мнение на заключительном «референдуме».

Что?
Спектакль-триллер «Черный русский», режиссер Максим Диденко

Где?
Дом Троекурова
Москва, Гнездниковский пер., 9/1

Когда?

14.02 - 30.03, билеты доступны с 16.02

Черный русский

Быстро разлетаются билеты на иммерсивный спектакль-триллер «Черный русский», работу молодого и талантливого режиссера Максима Диденко. Это постановка по мотивам пушкинского «Дубровского». Премьера состоялась 15 сентября 2016, спектакли возобновятся с 14 февраля 2017 года.

В начале представления участникам раздают маски, и в зависимости от полученной роли они расходятся и смотрят на происходящее либо глазами Маши, либо Дубровского-младшего или Троекурова. Зрители следуют за проводниками, ведущими их по комнатам особняка. Дальнейшее действие развивается согласно книге, но порой диалоги уступают место символическим эпизодам с песнями и танцами. Зрители же могут сами выбрать, посмотреть ли им на встречу Маши и Дубровского в беседке у ручья, покормить ли Шабашкина пельменями или сделать и то, и другое, не забыв опрокинуть стопку водки, любезно выставленную на стол для гостей.

Что?
Cпектакль-квест «Кроткая», режиссер Яков Ломкин

Где?
Культурный центр «Хитровка»
Москва, Подколокольный пер., 8, стр. 2

Когда?

24.02 с 19:00 до 20:30

Премьера!

Спектакль «Кроткая»


Созданная по мотивам повести Ф. М. Достоевского, постановка совмещает в себе игру талантливых актеров и передовые мультимедийные технологии. В спектакле играет известный дуэт из театра «Сатирикон» — Сергей Громов и Игорь Гудев.
Проект подготовили:
Татьяна Юрьевна Порецкая
Куратор проекта
Анастасия Тихова
Главный редактор
Мария Падерина
Шеф-редактор
Анна Федорова
Выпускающий редактор
Ксения Коржова
Специалист по связям с общественностью
Авторы:
Дарья Огий, Дарья Беляева, Марина Никитина, Александра Мартынова, Мария Елфимова и Анна Третьяк

Факультет Журналистики МГУ
февраль 2017 года
Made on
Tilda