Кому на Руси танцевать хорошо
Современная танцевальная индустрия в цифрах, проблемах, названиях и живых рассказах самих танцоров. Какие есть перспективы у любителей, чем принципиально отличаются частные школы танцев от государственных и многое другое, что заслуживает внимание простого российского обывателя
Действительно, кому на Руси танцевать хорошо? Танец в России – это не просто искусство пластических и ритмических движений тела. Танец в России больше, чем просто танец, если перефразировать одного известного поэта Евгения Евтушенко. За этим всегда стояла жажда самовыражения, а за буйными плясками скрывался своеобразный паттерн щедрой русской вольницы.

И сейчас особое признание получили современные танцы, которые нашли большой отклик и у российской молодежи. Танцами занимаются в основном люди от 11 до 30 лет. Это движение касается очень многих людей, ведь у кого только нет знакомых, друзей и близких, занимающихся современными танцами. Это движение оформилось в особую субкультуру, которая включает в себя множество оригинальных стилей (хип-хоп, джаз-фанк, дабстеп, реггетон и др.). В этом материале мы решили изучить специфику этой индустрии и спросить мнения тех, кто знает, о чем говорит.
Картина В.М.Васнецова "Царевна-лягушка", 1918 год
3.000 рублей в месяц – средняя цена абонемента на танцы
Современные танцы – это развитая индустрия, привлекающая к себе не только внимание молодёжи, но и старшего поколения. Занятия танцами стали доступны для каждого, кто готов потратить на своё увлечение 3 000 рублей в месяц – именно столько составляет средняя цена абонемента на 8 часов в частной школе.

В школу танцев людей приводят самые разные мотивы: кто-то решается исполнить мечту детства, кто-то приходит под впечатлением от просмотренного выступления профессиональных танцоров, а кто-то рассматривает танцы как один из вариантов фитнеса. Надолго в танцах остаются только самые целеустремлённые и по-настоящему влюблённые в своё дело.
Многие танцоры зарабатывают популярность с помощью танцевальных проектов
У начинающего танцора есть множество возможностей развивать свои умения. Для этого устраиваются небольшие баттлы, летние и зимние танцевальные лагеря, а также мастер классы у именитых педагогов. Несмотря на то, что Москва и Санкт-Петербург всё ещё остаются единственными крупными городами, где современные танцы развиты на высоком уровне, существует практика, когда знаменитые хореографы ездят со своими мастер-классами в другие города России.

В современных танцах нет единого для всех сценария карьерного роста. Есть профессионалы-одиночки. Они не собирают свою команду и не начинают преподавать. Такие танцоры зарабатывают признание и популярность участием в крупных баттлах и танцевальных проектах, вроде «Танцы на ТНТ». Но это не самый популярный путь среди профессионалов, так как он почти не приносит никакого дохода.

За границу попадают только самые сильные и сплоченные команды танцоров
Чаще всего танцоры, обладающие достаточным опытом и мастерством, собирают свою команду, которую тренируют и с которой ездят на различные соревнования. Если коллектив занимает призовое место на крупных состязаниях, то зарабатывает признание и славу, а хореограф становится настоящей знаменитостью в танцевальных кругах.

Победа в крупных российских соревнованиях демонстрирует высочайший уровень команды, однако это не предел мечтаний. Для выигравшей команды открывается возможность представлять нашу страну на соревнованиях за границей. До такого уровня доходят только самые натренированные, сплочённые и именитые команды.
За рубежом индустрия танцев развита гораздо лучше, чем в России
Принять участие в европейском или американском конкурсе можно и без победы в домашних соревнованиях, но на такое решится далеко не каждый коллектив. Индустрия танцев развита за рубежом намного лучше, там есть настоящие легенды танцевального мира, и состязаться с ними намного труднее, чем с соотечественниками. Победить могут только самые подготовленные команды. К тому же, участие в международных соревнованиях стоит больших денег, и команда может позволить себе такие траты только при реальном шансе занять почётное место.

Победу в крупных международных соревнованиях можно назвать вершиной танцевальной карьеры, после которой остаётся пожинать плоды славы и признания. Таких танцоров нередко приглашают в крутые зарубежные команды, некоторые даже переезжают из России.
В индустрии танцев можно не только танцевать самому, но и заниматься организаторской деятельностью – созданием частных школ, фестивалей и соревнований. Поскольку спрос на современные танцы только растёт, этот бизнес становится прибыльным делом.

В Москве и Санкт-Петербурге количество частных школ танцев огромно. В каждом спальном районе есть хотя бы одна студия современных танцев. В каждой из них можно заняться хип-хопом, гоу-гоу, дэнсхоллом, миксдэнсом, стрип-пластикой и многими другими видами танцев.

Мы пообщались с несколькими танцорами и выяснили у них, почему люди занимаются танцами, какие существуют в России соревнования.
Анна Удалых, студентка первого курса педагогического университета, занимается танцами уже 6 лет. За это время она успела попробовать себя в хип-хопе, стрип-пластике, джаз фанке и даже балете, сменила несколько школ, ездила в летний танцевальный лагерь и участвовала в составе команды в крупных российских соревнованиях. На вопрос о том, зачем люди идут танцевать, девушка ответила, что танцы могут стать отдушиной для человека:
Это то место, где ты можешь выплеснуть свои эмоции, как негативные, так и позитивные, получить колоссальный заряд энергии. Конечно же, танцы развивают пластичность, растяжку, это вообще своего рода кардио-тренировка. Нагрузки на мышцы тоже не избежать, причем работает всё тело, – рассказывает Анна.

Анна Удалых
Но у тренировок есть и обратная сторона медали: у любого человека, кто больше года занимается чаще двух раз в неделю, начинаются проблемы с коленными и локтевыми суставами, часто страдает спина и голеностоп:
Само собой, есть вероятность растяжений и переломов, но тут всё зависит лишь от аккуратности выполнения движений, – утверждает девушка.
Сама Анна занимается вопреки запретам врачей – у девушки диагностирована начальная стадия артроза:
Раньше друзья и мама пытались отговорить меня от занятий танцами, но сейчас поняли, что запретить мне танцевать – значит лишить меня дела всей моей жизни.
Сейчас много времени у девушки отнимает учёба в вузе, но в дальнейшем она планирует стать педагогом-хореографом и мечтает собрать свою команду. Ей уже выпадала возможность попробовать себя в роли преподавателя танцев – Анна иногда подменяла знакомых хореографов, и, по её словам, эти занятия стали тем самым опытом, который показал, насколько подходит девушке эта профессия:
В Москве и Питере нет проблем, чтобы заниматься танцами. На окраинах, конечно, вряд ли будут преподавать какие-то топовые танцоры, но нет никаких проблем ездить на занятия в центр города, в какую-нибудь культовую школу. В Москве это New York dance school, MDC NRG, Raisky, Mainwood, а в Петербурге знаю Greek salad home.

Там преподают знаменитые танцоры, проводятся мастер-классы. И цены не кусаются. Соревнования у нас тоже есть и проводятся успешно. Самые известные – это Hip Hop International, Fame your choreo, Move forward dance contest, Frame up, World of dance, Volga champ.

Последний, кстати, проводится в Нижнем Новгороде, а World of dance даёт возможность поехать в Америку на финал. У всех соревнований есть призовой фонд, каждое призовое место чем-то поощряется. Команда должна оплатить только вступительный взнос, но на это можно наскрести денег.
Да и заграницу можно ездить на соревнования – были бы деньги.

А ещё у нас устраиваются летние и зимние танцевальные лагеря. Например, Dancing village, Mydance, Stardance. Очень крутая возможность прокачать свой скилл.
Несмотря на то, что по уровню развития танцев Россия уступает Европе и Америке, у нас есть коллективы и отдельные танцоры, добившиеся мирового призвания:
С командами у нас всё хорошо. Есть танцоры, которые представляют спортивные фирмы. Взять в пример Аню Гротеск – она является представительницей Nike в России и у неё своя огромная команда Girls Community. Кто-то состоит в иностранных коммьюнити и является там очень даже уважаемой личностью.

Из очень крутых команд могу отметить AGNY, Shivas, Art force crew, Dead boy, Red haze, Friday`s project. В этом году World of dance у нас в Питере проводился, и представлять Россию едет как раз команда AGNY по стрип-пластике под руководством Анастасии Юрасовой.
Возможно, в ближайшее время современные танцы начнут активно развиваться и в регионах. Молодых людей, кто выбирает для себя карьеру танцора, становится всё больше, а препятствий к серьёзным занятиям – всё меньше и меньше:
Я не вижу серьёзных проблем в нашей индустрии танцев. Например, не каждая школа может похвастаться евро-ремонтом и качественным звуковым оборудованием, но ведь это не критично. Хотя нет, я всё же могу назвать один критерий, по которому наша страна уступает. У нас совсем не созданы условия для приезжих танцоров.

В Америке есть спец общаги для танцоров и чуть ли не целые танцевальные районы с транспортом до школ танцев. Вот такого у нас нет.
Наргиз Радз, хореограф New York Dance Studio, тоже считает, что индустрия танцев в Росси развилась за последнее время настолько, насколько это было возможно:
Конечно можно ещё лучше, но для этого необходимо решить кучу проблем в головах людей. Привить им уверенность, уважение, чувство стиля, Любовь к танцу, упорство в достижении целей, – считает Наргиз.

Наргиз Радз
Девушка занимается танцами с детства, но уверена, что по-настоящему танцует только последние три года. Наргиз преподаёт хип-хоп, хип-хоп хорео и гёрли хип-хоп, её мастер-классы проходят по всей стране:
Я предпочитаю не ограничиваться на одном стиле или направлении. Я открыта для мира, а мир открыт для меня. Беру максимум и получаю удовольствие от собственного творчества, которое безгранично.
Цели, которые приводят людей в танцы, Наргиз считает самыми разными: кто-то идёт за удовольствием, кто-то за похудением, кому-то важно погрузиться в творческую атмосферу и отдохнуть от трудовых будней. Но девушка не теряет веры в то, что большинство приходит именно из-за желания просто танцевать и всецело отдаваться этому делу:
В сфере танцев можно преуспеть. Для профессионального танцора существует много возможностей: работа с артистами, работа в интересных постановках и проектах мировых хореографов, преподавание в танцевальных студиях. Каждый выбирает ту сферу, где он максимально может раскрыться и использовать свой потенциал.
Соревнования, удовольствие, опыт – все эти аспекты составляют основу танцев. Но есть и другая не менее важная тема: в каждом коллективе царит особая атмосфера, в которую новоприбывшему танцору нужно влиться. Мы поговорили с Ириной, которая занимается современными эстрадными танцами вот уже 14 лет. Основной темой нашего разговора стала обстановка в коллективе. Помимо этого, мы выяснили, чем отличается частная школа танцев от государственной.
Если честно, то я не знаю, почему занимаюсь. Помню только, что в 3 года сказала маме, что девочка из садика ходит на танцы и я тоже хочу. После этого не бросаю танцы уже 14 лет, – говорит Ира
Ира пошла на танцы в 3 года – потому что так же поступила ее подружка из детского садика. И сейчас, протанцевав 14 лет, Ира до сих пор называет атмосферу в группе теплой и домашней. Многие начинают ходить на танцы именно в таком возрасте и вместе с танцевальным опытом обретают семью. Руководители становятся вторыми родителями для девочек, которые всегда могут дать совет и поддержать. Вероятно, все дело в том, что в 3 года дети еще открытые и дружелюбные, и потому такая дружба проживает дольше.

Тем не менее отношения не всегда остаются гладкими. Поскольку Ира занимается в центре творчества детей и подростков Останкино "Данс Кураж", коллектив часто выезжает на соревнования и концерты. К слову, в этом коллективе занимался Макс Нестерович, один из победителей популярного шоу на "Танцы на ТНТ".

Чтобы попасть в концертную группу, нужно быть действительно талантливым. А поскольку выбор всегда ложится на плечи руководителя, в коллективе начинаются размолвки. Разумеется, они быстро утихают, и этому способствуют и обычные выезды коллектива в другие города и в детские лагеря:
Да, выездные мероприятия есть. Коллектив несколько раз в год отправляется на фестивали в разные города России. Летом ездят в лагеря, раньше за границу, сейчас в России

Ира Маркова
Конечно, Ире не пришлось вписываться в коллектив, потому что она танцевала в группе с момента ее появления. Но и новые люди за эти 14 лет приходили редко: как правило, те, кто не пошел танцевать в детстве, позже предпочитают частные школы:
Почти все в свою группу ходят с 3 лет, то есть девочки знают друг друга с самого детства, поэтому атмосфера в коллективе какая-то очень домашняя. Отношения очень теплые и доверительные. Многие девочки общаются с руководителями как с родными людьми, спрашивают их совета и мнения.
В частных танцевальных школах есть большая "текучка" в отличии от государственных
Сейчас Ира временно не танцует: ЕГЭ и поступление в вуз вносят свои коррективы в любое хобби. С девочками из студии общается, они планируют собрать группу на следующий год. Как показывает опыт, это часто не происходит, но вдруг домашняя атмосфера настолько любима девочками, что они все-таки начнут танцевать снова?

Совершенно другие эмоции по поводу обстановки испытывает Екатерина, которая, протанцевав 10 лет джаз-модерн и закончив государственную студию, пошла в частную школу танцев на реггетон. Оказывается, коллектив частных школ – это огромная текучка; человек может прийти на пару занятий и больше не появиться, может протанцевать месяц и сменить направление. Также быстро меняются и руководители, имена которых порой сложно запомнить.
Качество обучения в государственных и частных школах может сильно отличаться
Такое непостоянство влияет на качество занятий: поскольку ходят в студию люди с разным уровнем подготовки, каждое занятие разучивается новая связка, а цельные номера не ставятся. В этом частная школа коренным образом отличается от государственной: если тебе не хочется танцевать, никто заставлять не будет. И человеку, который прошел 10 лет строгой государственной студии, это особенно заметно.

В сплоченном коллективе есть место прекрасным отношениям, обидам, веселым поездкам и шикарным воспоминаниям. В коллективе, где постоянная текучка, всего этого, конечно же, нет. Каждый сам выбирает удобную модель общения, тем более это танцы, а в танцах гораздо важнее коллектива музыка, ритм и движения.

P.S:
Изучение танцевальной индустрии – это, безусловно, отдельная тема для самого подробного исследования. Однако, каким бы аршином не измеряли современные танцы, понятно одно – за этим стоит самовыражение. Для кого-то это не просто хобби, а неотъемлемая часть жизни. Поэтому танцы в России больше, чем просто танцы.

Авторы проекта:

Большаков Николай, Яковлева Евгения, Хасанова Нелли

205 группа д/о факультета журналистики МГУ, II курс

Моховая 9, Москва
Made on
Tilda