Компьютер для искусства
Как сделано наше любимое кино: от традиционного грима до современных технологий
Из эпохи немого черно-белого кино мы попали в эру кино спецэффектов – киноиндустрия претерпела значительные изменения за годы своего существования. Еще в прошлом столетии к внешности актеров предъявлялись повышенные требования: их могли не утвердить на роль из-за слишком коротких волос или недостаточно глубоких скул, кинозвездам приходилось мучиться с диетами и фитнес-нагрузками. Но все изменилось с приходом CGI-технологий, благодаря которым появилась возможность снимать больше фильмов для самых придирчивых зрителей с меньшим количеством затрат.
Искусство грима появилось гораздо раньше первых кинолент. До нашей эры люди раскрашивали себя для исполнения языческих обрядов и таинств. С тех пор прошло много лет, а «макияж» прошел долгий путь от религиозного и камуфляжного до театрального использования.

Гримом можно омолодить, состарить, превратить человека в животное или любое другое существо. В современном театре и кино применяется два его вида: реалистичный и пластический. Реалистичный грим наносится только различными видами красок для того, чтобы изменить цвет кожи, создать естественный рельеф (скулы, ключицы). В пластическом гриме, кроме красок, пудр, теней, кремов, для придания объема используются силиконовые накладки. Ко всему прочему, пластический грим – это также парики, наклеиваемые волосы на лицо и части тела, накладные материалы, например, рога и клыки. Наносимые материалы должны быть безопасными и гипоаллергенными, потому что артистам приходится «жить» в гриме долгие съемочные дни.

Грим для театра часто бывает небрежным, играющим на контрастах, потому что основная его задача – показать живой эмоциональный образ, который будет нетрудно разглядеть и с балкона. В то время как грим для киноленты – это искусная работа художника, огрехи которого при профессиональном освещении не должны зафиксировать даже самые современные камеры.

Если возможностями реалистичного грима начали пользоваться еще древние славяне, то более сложный, пластический, грим пришел в Россию лишь в 1930-х годах. Искусство активно развивалось в эпоху советского кинематографа, но после распада СССР государственные киностудии перестали получать необходимое финансирование и профессия гримера стала увядать. С тех пор России приходится лишь нагонять упущенное и брать пример с США, где технологии постоянно совершенствуются и киноиндустрия развивается очень быстрыми темпами.
создать новый мир
Под CGI («computer-generated imagery» или «изображение, сгенерированное на комьютере») обычно понимается любая компьютерная графика в кинематографе. Этот термин охватывает все, что не снято вживую, а нарисовано с помощью специальных компьютерных программ. Обычно это наложение слоев тщательно прорисованной графики на живые объекты. На данный момент эта технология используется практически во всех кинокартинах, но особенно часто зритель видит ее в жанрах фантастики или фэнтези.
Диапазон применения CGI огромен. Он нужен, чтобы создавать декорации, грим и даже анимированные модели актеров в ситуации, когда невозможно использовать самого актера или гримера. В последнем случае используется риггинг – полное анатомическое воспроизведение фигуры какого-либо существа (не обязательно человека). При риггинге сначала прорисовываются кости и суставы, а затем всем остальным элементам вроде черт лица, кожи, волос задаются специальные характеристики и выстраивается плотная взаимозависимая связь между ними, чтобы в кадре все смотрелось реалистично и подчинялось законам физики. Иногда для этого предварительно снимают настоящих животных или роботов. Так, компания Pixar перед каждым своим крупным проектом отправляется в путешествие для сбора данных о движениях различных животных (крыс, рыб и т.д.), чтобы потом отснятые материалы перенести на экран с помощью риггинга.
Важнейшим, если не ключевым, элементом является композитинг. На данном этапе послойно накладываются друг на друга компьютерная графика и живые съемки. То есть композитинг – это когда анимированные модельки персонажей, прорисованные или реальные декорации и кадры с живыми актерами соединяются в единую картинку. Затем к полученному материалу применяется цветокоррекция и выравнивание яркости, чтобы при просмотре все смотрелось едино и реалистично.

Для создания CGI используются трехмерные графические редакторы. Обычно крупные компании вроде Disney имеют собственные профессиональные программы, но это не значит, что технология создания CGI недоступна в повседневной среде. Самые популярные программы – Autodesk Maya, Adobe After Effects, Adobe Premiere, Luxology Modo, Houdini. Однако то, что они доступны для всех, не означает, что они хуже. Крупные кинокомпании иногда прибегают к ним для создания отдельных спецэффектов.
Видео взято с канала пользователя Fame Focus
Раньше CGI не использовался повсеместно, а в некоторых случаях был своего рода моветоном. Если сейчас киноакадемики престижной премии «Оскар» могут дать золотую статуэтку наиболее реалистично-прорисованным обитателям лесов из «Книги джунглей» Джона Фавро, то еще в 80-х считалось, что компьютерные эффекты слишком облегчают жизнь кинодеятелей. Самый яркий пример – культовый фильм «Трон» 1982 года, первая картина, которая полностью состоит из спецэффектов. Фильм стал культовым у поклонников научной фантастики, графика считалась прорывной для своего времени. Но на «Оскар» за визуальные эффекты фильм так и не номинировали, потому что киноакадемикам казалось, что авторы смухлевали, использовав компьютерную графику.
Однако сейчас CGI развился до такой степени, что очень часто эффекты бывают слишком реалистичными и зрители совершенно не догадываются об их наличии. Из-за того, что компьютерная графика в последние годы стала относительно дешёвой, часто проще использовать именно CGI, чем нанимать актёров, наносить грим или создавать настоящие декорации. Многие фильмы вообще практически полностью состоят из спецэффектов, как, например, «Дэдпул», где даже лица героев смоделированы на компьютере.
Сделать из актера монстра
Motion capture - это довольно сложная технология захвата движения в кино и компьютерной индустрии. Считается одним из подвидов CGI. Можно по-разному к ней относиться, видеть в ней уничтожение актерской игры или наоборот расширение возможностей кинематографа. Как бы то ни было, сейчас motion capture, или мо-кап, используется практически везде. Его можно назвать своеобразным технологическим гримом.
Начинается он с проработки образа персонажа. Специальные художники создают концепт-арт, где примерно продумывают, как будет выглядеть герой, во что он будет одет и какие у него будут черты лица. Конечно, эти элементы будут отражать характер будущего персонажа. Даже если это будет не человек, а, к примеру, обезьяна, ее образу практически сразу дадут те черты, которые покажут нам нужную концепцию.

Когда подготовка завершена, актеру предстоит сыграть своего персонажа в реальном времени с помощью уже непосредственно технологий мо-капа. Их существует огромное количество, но, тем не менее, разделяются они на две большие подгруппы. В более сложной, безмаркерной технологии используется технология компьютерного зрения. Специальные алгоритмы распознавания движений улавливают действия и мимику актера и формируют «скелет» из полученных данных, то есть простейшую фигуру без проработки деталей, но уже со сформированными движениями. Сам актер при этом может быть в любой одежде.
Традиционный "motion-capture" – система маркеров
Однако наиболее часто используется самая традиционная и доступная технология – система маркеров. На актёра надевают специальную одежду, на которую крепятся маркеры – специальные датчики, обозначающие движения тела в пространстве. Маркеры могут быть оптически пассивными (не излучающими свет, а лишь отражающими его от шариков или белой краски) и оптически активными (светодиодными, каждый из которых имеет свой собственный ID). Чтобы правильно уловить мимику актера, на его лицо также наносят пятна краски и иногда крепят специальный шлем с камерой.

Для реализации съемок необходимо не меньше двух камер, которые обычно ставятся по бокам. Вообще чем больше их будет, тем лучше, это позволит наиболее полно отразить движения датчиков. Камеры калибруются так, чтобы уловить всю съемочную площадку и максимально хорошо распознать маркеры. После чего все маркеры автоматически размещаются в пространстве, и камера уже заранее улавливает как единое целое.

По завершении съёмки изображение переносится на компьютер. Благодаря удобству технологии, это занимает буквально несколько минут. Затем уже специальные программы с помощью информации, полученной через маркеры, воссоздадут движения актёра и сформируют полноценную трехмерную модель.
После этого на этот «компьютерный манекен» наносится смоделированное изображение персонажа (для этого этапа применяется уже технология CGI). Разумеется, потом его необходимо дорисовывать, дополнять деталями, но готовая картинка полностью повторяет все движения и мимику (иногда даже черты лица) актёра. Как раз физика движений и является основной целью технологии motion capture.

В США этот вид графики дебютировал в 90-ых годах, но его полноценное воцарение произошло с выходом фильма «Властелин колец». Именно мо-кап подарил миру жуткого и в то же время комичного Голлума, которого сыграл актер Энди Серкис. Это тот пример, когда талантливый актер может сыграть живо даже при наличии компьютерной «маски» на лице.


Позднее киноиндустрия и зрители еще раз убедились в этом, когда на экраны вышла вторая часть «Пиратов Карибского моря», где мистического пирата-осьминога Дейви Джонса сыграл Билл Найи. Казалось бы, актерская игра не особо важна при наличии щупалец на лице, однако они послужили хорошим дополнением к его уникальной мимике. Их пример лишний раз доказывает, что мо-кап никогда не заменит актерской игры, и он ничуть ее не упрощает. Это всего лишь грим или, если точнее, его новая ступень развития, хотя консерваторы все еще отдают дань классической двухмерной анимации или пластичному гриму.

...и великая "зеленая стена"
«Зеленое полотно», также известное нам как chromakey используется, когда требуется фон, невозможный при использовании реальных декораций. То есть с помощью хромакея можно наложить на фон космос, необычные леса или любые фантастические миры, которые создаются с помощью CGI. Хромакей дает возможность подставить их так, чтобы при композинге актеры как бы физически присутствовали в компьютерной декорации.
Действия актеров происходят на фоне специального полотна. Ярко-зеленое (может быть и других цветов, в зависимости от цвета одежды актеров) оно потому, что резко контрастирует по сравнению с действительностью при живой съемке. Именно за счет этого выделения полотно впоследствии и заменяется изображением. Иногда хромакей используется не для создания чего-то, а наоборот, чтобы что-то скрыть.

Некоторые фильмы полностью смоделированы на компьютере. Яркий пример – уже упомянутый «Аватар» Джеймса Кэмерона, создание которого стало возможно только когда CGI достиг высокого технического уровня. Мир планеты Пандора создавала огромная команда аниматоров, прорисовывая необычные растения и животных буквально с нуля. Актеры же были в костюмах, предназначенных для mo-cap, и в реальности снимались на синем фоне.
Однако есть еще пример, когда съемочная группа не могла позволить кататься по нужным странам и районам, чтобы отснять отдельные сцены. На помощь приходил как раз хромакей. Так некоторые сцены с Леонардо ДиКаприо из фильма «Волк с Уолл-стрит» на самом деле отсняты на фоне зеленого экрана. Декорации фильма «Великий Гэтсби» с тем же актером были полностью смоделированы, так как это, в отличие от дорогостоящих декораций, легче позволило передать дух США начала XX века.
От красок и накладных париков грим развился до уникальных технологий, с помощью которого можно заново слепить образ любого существа. Однако притом, что CGI – это более совершенный грим, старинное искусство классического грима до сих пор не умирает. Использование того или иного способа зависит лишь от задумок и способа их реализации.
Текст подготовили:

Елизавета Аникина,
факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2 курс, дневное отделение;
Анна Буренкова, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2 курс, дневное отделение;
Лидия Рудакова, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2 курс, дневное отделение.
Made on
Tilda