Редакция "Иммигранты"
"Негласные правила"
Устройство религиозных центров трех самых распространенных религий в России и правила поведения в них на примере Церкви, Мечети и Синагоги.
В России проживают люди абсолютно разных религий и национальностей. Однако далеко не все разбираются в культуре и правилах тех или иных сокральных мест. Наш проект поможет людям правильно подготовиться к походу в Церковь, Мечеть и Синагогу.
Церковь
Подготовка к походу в храм
Общее правило для каждого входящего в православный храм — это уважение к святости места. Уважение к тому, что здесь происходит, к богослужению, к священным изображениям, к иконам выражается в определенных формах, то есть мы не можем сказать: «я тебя уважаю», а потом вести себя каким-то неподобающим образом. Слова об уважении будут за собой иметь какие-то последствия. Что касается внешнего вида для мужчин и женщин, то, как правило, при входе в храм мужчина снимает головной убор, осеняет себя крестным знаменем и делает поясной поклон. Женщина традиционно сохраняет головной убор, так же осеняет себя крестным знаменем, делает поясной поклон и входит в храм. Если речь идет о представителях других религий, конечно же никаких религиозных действий православного характера от них не требуется. Они не могут участвовать в церковных таинствах, так как это является прерогативой членов церкви. От них требуется просто благоговейное отношение к святыне храма, которое будет выражаться в соответствующей форме одежды. Вместе с тем, постоять перед иконой и помолиться никто не запрещает. В православных храмах не рекомендуется заходить в летней, открытой одежде. Вид должен соответствовать святости места. Здесь можно провести аналогию: в большой театр или на прием в посольство мы не идем в шортах. Поэтому принципы здесь достаточно просты и понятны. Если человек впервые в храме и не знает, как себя вести, то ему следует подойти к свечному ящику, где происходят пожертвования за свечи. Там он найдет работника церкви и узнает у него все, что нужно.
Стоит сказать про распорядок дня: это достаточно индивидуально, поскольку храм храму рознь. Допустим, есть храм на окраинах Москвы, где он один на 50-100тыс населения. Там ежедневно служит множество священников, иначе будет невозможно справиться с таким количеством прихожан. А есть, допустим, храмы в больших городах, там службы совершаются только по субботним, воскресным дням и по основным церковным праздникам. В храмах есть отдельный график для исповедей. В последнее время практически каждый Храм имеет сайт. На сайте есть расписание Богослужения. Если вы рассчитываете на внятную беседу со священнослужителем, ознакомьтесь с расписанием и, в зависимости от того, что там есть, распланируйте свое время и приходите на исповедь.

Домовый храм мученицы Татианы —
при МГУ им. М.В.Ломоносова
Поведение в Храме

Тут достаточно все просто, если это не богослужебное время, то вести себя нужно тихо, не нарушать благоговейную тишину, потому что, как правило, даже во время служения в храме есть человек который молится частным, индивидуальным образом. Разумеется, в храме есть определенные негласные правила: нужно выключать телефоны и другие электронные приборы, так как любые сторонние звуки могут нарушить атмосферу. Выключаем телефоны: в любом месте молитвы, благоговения, с особой тишиной, любые звуки посторонние будут нарушать эту атмосферу. Не нужно бегать по храму, громко смеяться. В древнем храме, возможно, вас попросят делать фотографии без вспышки, чтобы не повредить каким-то образом древние фрески.
Что касается маленьких детей. Например, малыш кричит, беспокоится, возьми его на руки, выйди, успокой его, а затем приходи и продолжай молиться. Любой родитель понимает, что он идет в храм с ребенком, значит нужно вести себя соответственно. Если это маленький ребенок, надо взять соску или игрушку. Если ребенок постарше, можно взять книжку, настроить его соответствующе: «мы идем храм, там будут красивые иконы». Следует рассказать кто такой батюшка, почему у него красивые облачение, почему хор так красиво поет — обо всем родитель прежде должен проговорить с ребёнком - там будут люди, ребенок будет перед богом, надо помолиться за бабушку, которая в больнице^ и так далее.
Если речь идет о богослужебном времени, то зайдя в храм во время богослужения, нужно постараться вести себя предельно тихо, спокойно, не нужно сразу же проходить на середину храма или к алтарю, надо аккуратно встать в конце, присмотреться. При желании помолиться у какой-то чтимой иконы, нужно посмотреть, нет ли очереди к иконе, к которой прикладываются люди. Православному человеку можно приобрести свечу за свечным ящиком, и, соответственно, зажечь и поставить перед иконой, которой вы хотите помолиться.
Если брать исторические реалии, то, например, запрещается вносить в храм оружие. По основным канонам, запрещается приносить все то, что не имеет отношение к богослужению. Имеет отношение елей, вино, хлеб, свечи восковые. Если говорим об особенных праздниках, например, преображение Господне, в храм приносят фрукты, овощи первого урожая для освещения. Все это освещается и потом с благоговением употребляется в пищу.
Совершают ли прихожане ошибки в храме? Тут нельзя сказать однозначно. Во-первых, мы не должны относиться к храму, как к месту, где человек должен выполнять действия строго как на конвейере, в конкретной последовательности. Такого нет, это храм. Во-вторых, самая лучшая аналогия, которую можно применить в храме, это больница. То есть, мы приходим в больницу. Все те, кто посещает церковь, это люди больные, независимо от статуса, ранга, иерархии. Они все приходят к одному врачу — ко Христу. И уже в зависимости от заболевания назначается курс лечения. Как в больнице, иногда нужна хирургия, иногда терапия, иногда таблетками полечиться можно. Так же и в Храме: есть ситуации, когда требуется очень мощное вмешательства священника, поскольку речь идет об очень серьезной духовной ситуации с человеком. А есть ситуации, их большинство, когда прихожанин регулярно исповедуется, причащается. Поэтому говорить о каких-то жесткий правилах, мне кажется, не совсем корректно. Если уж говорить о самых грубых нарушениях, то нельзя заходить в Алтарь в любой ситуации. Нельзя прерывать службу, нельзя мешать священнику.

Устройство храма
Если мы говорим о классической структуре Православного Храма, то, как правило, она трехчастная. При входе в Храм мы находимся в Притворе (место, где производятся пожертвования за свечи, можно написать записочки о здравии и упокоении, и так далее). Далее притвор переходит в основную часть — Храм и храмовое пространство, где находятся верующие, где они молятся в служебное время. И самая важная, в смысловом плане, часть, Алтарь, который отделяется от основной части иконостасом. Иконостас — это перегородка между основной частью храма и алтарем, которая символизирует небесную церковь. Иконостас, сам по себе, сложное сооружение, наполненное глубочайшим смыслом, имеющее различные входы. На первый взгляд мы можем обозначить 3 части Храма — Притвор, основная часть и Алтарь. Алтарь в большинстве случаев ориентирован на восток. Это тоже древняя традиция: мы поворачиваемся, молимся, обращаясь на восток в соответствии с древней традицией, когда христиане, вставая рано утром, молились, встречали восход солнца. Они смотрели на обычное солнце и представляли Солнце Правды (Иисуса Христа).
Домовый храм мученицы Татианы — при МГУ им. М.В.Ломоносова
Ph: Tatev Sindoian
Хотелось бы рассказать про службу. Она проходит в соответствии с церковным уставом. Это такой всеобъемлющий вопрос, потому что служба во всех православных храмах проходит не так, как священник захочет. «Я вот сегодня проснулся, встал с этой ноги и мне захотелось так послужить; встал с той ноги завтра — значит по-другому буду служить» — рассуждает О.Иоанн. Существуют определенные циклы в богослужении, которые имеют, как правило, тысячелетнюю историю. Можно сказать, что наше служение православное, которое сейчас можно ощутить, имеет тысячелетнюю историю. Были какие-то вариации, различные наложения всяческих уставов: студийского устава Константинополя или иерусалимского устава палестинских монастырей, но, так или иначе, мы можем сказать, что основной принцип богослужений сформировался в 1-ом тысячелетии. Это такой раритет, такое богатство, такая история, такая роскошь, что, конечно же, можно часами говорить именно о православном богослужении. Оно имеет колоссальную историю, определенную цикличность, которая, прежде всего, зависит от времени года, от времени суток, от дней недели, так как есть суточный круг богослужения, есть недельный круг, есть годичный. Все это очень интересным образом налагается на различные праздники памяти святых чтимых и на выходе дает очень богатое богослужение, которое имеет приходящее значение для каждого верующего человека.
В Русской Православной Церкви существует целая система праздников, праздничный цикл. На первом месте Пасха — воскресение Христово, центральное событие церковного богослужебного года, от которого отходят различные циклы праздников. Далее идет 12 церковных праздников — Двунадесятые праздники, Крещение, Богоявление, сошествие Святого Духа, Сретение, Рождество. Ниже - великие праздники, далее — различные праздники памяти святых. «Для ознакомления с православным храмом, я бы посоветовал не приходить во время больших праздников — давка, трудно зайти, не будет удовольствия, человек не ощутит внутреннюю таинственную атмосферу» - советует О.Иоанн. Ознакомившись с христианством, желательно прийти со знакомыми, друзьями, прихожанами храма, которые смогут помочь, показать, объяснить. Существуют дни, когда верующему желательно быть в церкви. По канонам, каждое воскресение является малой пасхой, празднуем воскресение Христово. Правильно поступает тот христианин, который посещает храм по воскресным дням. Каждый человек имеет своего небесного покровителя, имя которого носит, поэтому в этот день надо почтить его, прийти в храм и помолиться. День своего рождения. Чем более человек воцерковлен, тем более органично он видит себя в храме по любому поводу.



Разумеется, в храмах приносятся пожертвования. Смысл слова в том, чтобы отдать что-то значимое для себя, а не чего-то ненужного. Если человек хочет что-либо пожертвовать, то он должен делать дар Богу. Он не может принести Богу испорченную вещь. Жертва — отрыв от себя чего-то дорого и отдача Богу; действие носит глубокий религиозный смысл. «Все, что у меня есть, дал Господь: талант, имущество и др. Я должен по мере возможности помогать другим» - говорит О.Иоанн. Если мы так подходим к жертве, жертвовать можно разнообразно. Есть возможность прийти, помыть пол(жертва временем), написать икону, сделать сайт для храма. Если не можешь что-то сделать сам, пожертвуй средства.
Во многих храмах проводят экскурсии. Если они связаны с теми или иными историческими событиями, имеют особенные святыни, то, либо на регулярной основе, либо разово проводятся какие-то экскурсии. Заранее нужно договориться с настоятелем или с теми людьми, которые это курируют. Кремлевский Собор, Новодевичий, Донской, Новоспасский, по храмам то же самое - много, где проводятся экскурсии.

Стоит отметить, как проходят исповеди. Согласно православной традиции, исповедь проводится лицом к лицу, если дословно переводить эту французскую фразу, голова к голове. Происходит это без всяких разделительных перегородок, стоит батюшка, человек подходит и начинается исповедь. Однако прихожане часто путают исповедь и духовную беседу. Нужно совершенно четко различать их. Это два совершенно разных пласта, действия. Тот человек, который смешивает духовную беседу и исповедь, относится не совсем деликатно по отношению к тем людям, которые за ним готовятся к таинству исповеди. Таинство исповеди — действие, которое предполагает раскаяние, предваряемое анализом конкретных грехов, в которых тебя обличает совесть, за которые тебе стыдно. То есть, ты перед крестом, перед Евангелием исповедуешь Богу конкретные грехи, за которые тебе стыдно. Упаси Бог тебя рассказывать о своих жизненных обстоятельствах, об отношениях с тещей, начальником, соседями. Это все темы духовной беседы, а не исповеди. Такой практический совет: лучше приходить на исповедь не в воскресные дни, а в субботу вечером. Не во всех храмах есть исповеди по вечерам в субботу, но там, где это есть, всегда лучше приходить на исповедь в субботу вечером, потому что людей относительно меньше, чем в воскресенье, и исповедь более протяженная.



Отец Иоанн Лапидус
Протоиерей
Мечеть
Московская соборная мечеть — главная мечеть Москвы, одна из крупнейших и высочайших мечетей в России и в Европе.
Как подготовиться к походу в мечеть?
Перед походом в мечеть, как и в любой другой храм, необходимо настроить себя на положительные мысли, иметь благие намерения, главное из которых обратиться с молитвой к Богу.
Одеваться нужно скромно, не вызывающе. Одежда должна быть чистой, не должна содержать каких-либо ярких рисунков и иметь слишком облегающую форму. Также необходимо закрывать аурат — те части тела, которые должны быть прикрыты: у мужчин — от колен до пупка, у женщин — все тело, кроме овала лица и кистей рук. Также мужчины обычно прикрывают голову тюбетейкой. В крайнем случае, в мечетях выдают специальные одеяния для туристов, если что-то из правил внешнего вида нарушено.
Одно из важных правил похода в мечеть — гусль, совершение полного омовения, которое состоит из прополаскивания носа и рта, умывания всех частей тела. Тело должно быть чистым. Нежелательно также перед походом есть лук или чеснок из-за неприятного запах. Если мужчина имел близость с женщиной и не совершил затем полного омовения, ему нельзя ни входить в мечеть, ни молиться. Женщинам запрещается приходить в мечеть в критические дни и в период послеродового очищения.
Нельзя приносить оружие, алкоголь, наркотические вещества, носители с пошлым содержанием: диски, журналы и т.д.
Посещение мечети разрешается любому человеку, вне зависимости от его вероисповедания. Важно, чтобы у человека были благие намерения: познакомиться с исламской культурой, с устройством и архитектурой мечети.


Московская Соборная Мечеть
Как вести себя в мечети?
Перед тем, как войти, нужно разуться и вступить в мечеть с правой ноги. Верующий должен обратиться к Богу с просьбой открыть врата своей милости и прочитать молитву приветствия Мечети. Затем мусульманин проходит в молельный зал и либо совершает намаз, либо читает Коран, либо поминает Всевышнего. Туристы могут ходить по залу, осматривать мечеть, наблюдать за тем, как молятся другие. Нельзя нарушать тишину храма и мешать прихожанам молиться: телефоны нужно выключить. В некоторых мечетях, как правило соборных, могут проводится экскурсии. В Москве экскурсии проводятся в Московской соборной мечети для любого желающего.

Устройство мечети
Все внутреннее пространство мечети устлано коврами, так как намаз обязывает мусульманина совершать земные поклоны: касаться лбом и носом земли, падать ниц. В любой мечети есть молельный зал. Там молятся мужчины. Бывает, что зал разделяется преградой на женскую и мужскую части. Выделение для женщин отдельного места для молитвы — обязательное правило Ислама.
Обычно в мечети есть михраб и минбар. Михраб — ниша в стене мечети, направленная на Мекку, чаще всего расположенная в середине стены и украшенная двумя колоннами и аркой. В ней молится имам во время пятничной молитвы, так как он должен находиться впереди остальных молящихся. Справа от михраба располагается минбар — трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь.
Есть Минарет, куда обычно поднимается муэдзин для прочтения Азана, призыва к пятничной молитве. Теперь в большинстве своем муэдзин читает Азан в микрофон, поэтому нет необходимости подниматься в минарет.


Московская соборная мечеть
Другие особенности
Обязательно для мусульманина посещение пятничной молитвы. Есть причины, по которым можно не приходить: обычно это здоровье. Женщинам необязательно приходить в мечеть на пятничную проповедь и вообще совершать намаз.
Основными частями пятничной молитвы являются проповедь имама и джума-намаз, коллективная молитва.
В мечети служат следующие лица: имамы — духовные лица, заведующие мечетью и совершающие требы, муллы — исламские богословы, муэдзин — призывающий на молитву, помощники имамов и другие служащие.
Пожертвования в Исламе существуют в двух видах: закят (обязательная милостыня) и садак (добровольная милостыня). Обычно в передних стоят ящички, куда нужно опустить средства. Процесс обязательного пожертвования по большей части соблюдается в мусульманских странах или субъектах РФ, где преобладающее большинство населения — мусульмане.
В мечети молятся мусульмане различных течений, то есть одну мечеть могут посещать как сунниты, так и шииты.


Сейфетдинов Салех-хазрат
Имам Московской Исторической Мечети
Синагога
Московская Хоральная Синагога
Подготовка к походу в Синагогу
Синагога не называется храмом, это дом общины, место сбора и общения евреев. Однако синагога - малый храм (прим. Иерусалимский Храм), поэтому нужно уважать место присутствия Всевышнего и соблюдать законы скромности, предписанные еврейским законом. Что касается женщин, то от женщин требуется скромная одежда, закрывающая ключицы, локти и юбки, закрывающие колени, даже если женщина сидит. Если верующая иудейка замужем, то ей нужно покрывать волосы, если нет, то голова может остаться не покрытой. Мужчина должен заходить в синагогу так, как принято заходить в места, где проходят приемы уважаемых людей, например то, как вы придете на встречу к президенту, на свадьбу или торжественный прием, главное - с уважением к себе, окружающим и, в первую очередь, к месту. Голову мужчинам покрывает любой головной убор, кипу носят из соображения удобства. По европейским стандартам, например, правильнее зайти в синагогу в рубашке и в брюках, шорты допускаются, на дверь за это никто не укажет. Однако если это будет молящийся, то ему, конечно, скажут, что лучше прикрыть оголенные места. Касаемо туристов, то все зависит от открытости той или иной синагоги современному миру. Если это более или менее закрытая синагога, в которую ходят только молящиеся, то не нужно особенно выделяться, чтобы не привлекать к себе внимание. Если эта синагога имеет какую-то историческую ценность, ее посещает много туристов или же она имеет какое-то общественное значение, то к этому вопросу относятся толерантнее. Но все равно туристкам желательно прикрыть плечи и колени. Так, у Стены Плача обычно для этого выдают платки. В Москве нет такого ревностного отношения, но если девушка придет в шортах и в майке, то ее просто не впустят. Даже если девушка пришла в брюках, несмотря на то, что по еврейскому закону нельзя, чтобы женщина ходила в мужской одежде, то к этому никто придираться не будет. У мужчин требования похожи, хотя в меру обнаженное тело у евреев не является запретом, вплоть до того, что обнаженный торс не считается чем-то нескромным, но все, что ниже пояса, должно быть закрытым. Если это будет турист, то ему ничего не скажут, просто посмотрят с иронией, но выгонять не будут. Лучше всего придерживаться офисного дресс-кода: костюм, рубашка, туфли. Касаемо футболок и прочего - опять же зависит от терпимости той или иной синагоги. Но к мужчинам относятся намного либеральнее.
Во время общественных мероприятий туристов не пускают.

Московская Хоральная Синагога
Поведение в Синагоге
В синагоге копируется поведение евреев в Иерусалимском Храме, где существует разделение мужчин и женщин. По еврейским традициям считается недопустимым проводить мероприятия, где мужчины и женщины вместе, это позволительно только в окружении близких родственников, но чужие люди не должны сидеть вместе. В особенности в синагоге люди должны хранить чистоту помыслов, чтобы мальчики не смотрели на девочек и наоборот, чтобы все думали о Б-ге. Для этого, в зависимости от помещения, вдоль или поперек разделяется зал, либо строится второй этаж, если это возможно. В данной синагоге для женщин есть второй этаж.
Во время молитвы нет принципиальной разницы - сидеть лицом или спиной, в основном раввины сидят лицом к общине, и это не считается неуважением, но молитвах есть места, где нужно встать, или же повернуться в сторону ковчега.
Совсем маленьких детей, которых нельзя контролировать, не рекомендуется приводить в синагогу, но когда дети уже начинают понимать, где они находятся (по еврейским традициям - с трех лет), в воспитательных целях еврейский закон поощряет возможность приводить детей, но запрещает оставлять их без внимания, чтобы они не мешали молиться другим. Даже в молитве, во время которой нельзя ни на что отвлекаться, если ребенок начинает беспокойно себя вести, то родителю разрешается отвлечься от молитвы, чтобы взять ребенка на руки, успокоить.Когда дети подрастают, то в синагогу нанимают бэбиситтера, на время молитвы, дети приходят в синагогу, а дальше их уводят в отдельную комнату, где с ними играют, устраивают конкурсы, дарят подарки, в общем - устраивают им субботний праздник (прим. шаббат - суббота является праздником). На это выделена отдельная часть бюджета синагоги.


Московская Хоральная Синагога
Московская Хоральная Синагога
Устройство Синагоги
Архитектурное решение может быть абсолютно свободным: от простой комнаты в доме до культового древнего или современного здания, специально предназначенного для синагоги. Синагога может быть арендованным помещением в любом архитектурном направлении: от модерна до готики (например в Праге есть синагога 13 века в готическом стиле). Синагоги всегда служили домами молитвы, но на рубеже эр, в 1-2 веке нашей эры, синагоги начали превращаться также в места учения. Раньше они назывались "Бейт-кнессет" (дом собрания), а потом начали называться "Бейт-мидраш" (дом учения) , где преподаватели-раввины начали обучать торе горожан. Началось раввинистическое движение, и с его подъемом синагога стала являться уже и домом учебы. К целевому использованию добавились еще пункты, то есть синагога стала общинным домом, домом собрания общин, местом обучения, молитв. Сама структура синагог очень проста, с одной стороны она повторяет символику Иерусалимского храма, например, ковчег, где хранятся свитки торы - служит прообразом святая святых Иерусалимского храма - священного "золотого ковчега". Ковчеги, в которых хранятся свитки торы, должны быть у фронта, они должны стоять там, куда лицом люди должны быть обращены в молитве. В целом в синагоге сохраняют символику Иерусалимского храма, но не повторяют ее. Например в православной церкви есть место, куда нельзя заходить горожанам - в синагоге такого нет.
Для разных общин евреев есть свои комнаты, отдельная комната является отдельной синагогой, в данной синагоге две комнаты для горских евреев, одна для грузинских. Получается на территории Московской Хоральной синагоги есть целых 4 синагоги.
По еврейскому закону синагога своей главной частью должна быть повернута в сторону
святой земли - Израиля. В самом Израиле синагога должна быть направлена в сторону Иерусалима, а в самом Иерусалиме в сторону Храмовой Горы. Синагога на Китй-городе должна была быть повернута в другую сторону, но поскольку на постройку синагоги разрешение давали царские власти, а не раввинат России, поэтому ее построили так, как это было разрешено. Ковчеги, в которых хранятся свитки торы, должны быть у фронта, стоять там, куда лицом бы должны быть обращены в молитве, но это единственное требование. Рекомендовано, чтобы в синагогах были окна. По древней традиции в синагогах сохраняется правило двенадцати окон, символизирующих 12 колен (прим. - 12 колен Израилевых). Во время раскопок в старых синагогах были найдены изображения двенадцати знаков зодиака под каждым из двенадцати окон. В синагоге могут быть витражи с повторением библейских сюжетов, но, согласно 10-ой заповеди ("не поклоняйся ничему живому, что есть на небе, на земле, под землей, в воде"), принципиально не изображается ничего живого: ни люди, ни животные. То, что изображено в данной синагоге имеет под собой смысл двух древ - древа познания, добра и зла и древа жизни. По традиции на древе изображен запретный плод - это виноград, другие верят, что это какой-то злак, но тора не говорит о том, что запретным плодом было яблоко. Скорее всего это метафора, плод - духовное понятие, по крайней мере так считают еврейские мистики.

Женщины в принципе не обязаны молиться в синагоге,по традиции, они молятся два раза в день. Мужчины должны молиться три раза в день и, очень желательно, чтобы это было в синагоге.
Для молитвы в синагоге нужны 10 взрослых верующих евреев - это идеальная форма трехдневной молитвы. Молитвы проходят утром и вечером, обычно последние две молитвы стараются совместить вместе, чтобы не разбивать день и уже после работы приезжают молиться в полуденную и вечернюю молитву. То есть молитвы читают утром и два раза вечером. Если есть такая необходимость, то в синагоге устраиваются лекции, уроки по торе в выходные, будние дни - вечером, мужчинам или женщинам - это все община решает, как она будет развлекать в хорошем смысле этого слова. В шаббат (субботу) есть четыре молитвы - две утром и две вечером.
Раввин Меир Маневич
Глава департамента по вопросам гиюра
Добавляйте нас
Над проектом работали Артем Терганов, Татев Синдоян, Ева Андикаева, Джейхун Мамедов
Обратная связь: msuredact@mail.ru
Made on
Tilda