Панфиловцы, футболисты и Майя Плисецкая:
кто и зачем просит рисовать граффити на московских фасадах
Сегодня в центре Москве и на её окраинах больше сотни одобренных районными администрациями граффити на самые разные темы: патриотизм, абстрактные пейзажи и футболисты, литераторы и режиссеры. Мы вспоминаем, когда это началось, как так получилось, что скандальное изображение Майи Плисецкой на Театральном проезде стало почти что достопримечательностью, а крупные компании, потерявшие возможность устанавливать рекламу в городе легально, стали размещать ее под видом "стрит-арта".




И
стория легального уличного искусства в России началась в 1920-ом, когда художники-авангардисты Владимир Маяковский и Илья Зданевич стали призывать людей перенести искусство на улицы.

Первым расписанным с согласия властей зданием стал Дом Моссельпрома. Продукция Моссельпрома была дорогой, и ей нужна была агрессивная реклама. Тогда, в 1925 году, на конструктивистском доме появился эскиз Родченко со слоганом Маяковского «Нигде кроме, как в Моссельпроме». Сейчас там факультет РАТИС и мастерская Ильи Глазунова.




1920

Стрит-арт таким, каким мы его знаем, сформировался в России в 1990-ых, под влиянием контркультуры хип-хоп. Тогда же появились первые уличные художники. Граффити и стрит-арт стали общепризнанным протестным искусством.

К концу 90-ых так называемые граффити-райтеры были уже популярными фигурами в «московской тусовке» и начали объединяться в первые сообщества. Многие из них потом стали организаторами крупных фестивалей уличного искусства или идеологами новых движений. Среди них основатель фестиваля Faces&Laces Дима Оскес и Антон Make из движения «Партизанинг».
1990
«Развитие граффити и стрит-арта в России происходило своеобразно. С опозданием на 20 лет, культура граффити пришла к нам вместе с молодыми мальчиками, которые в начале 90х выбирались в Европу, с американскими фильмами и всем прочим, что захлестнуло страну в тот период.

В первые несколько лет с начала своего появления граффити было мощным политическим жестом, это был действительный бунт изгоев, вторжение в среду буржуазного благополучия города. Очевидно, что долго так продолжатся не могло, очень скоро товарно-денежная система успешно апроприирует граффити».



Наталья Серкова
со-основатель проекта TZVETNIK, писатель, теоретик искусства, художник.

В нулевых граффити-сообщество продолжало разрастаться. Стиль и почерк некоторых художников стали узнавать. В мае 2006 года на «Винзаводе» прошел первый фестиваль стрит-арта, после чего коммерческие организации тоже заинтересовались популярным протестным искусством.



2000

Эти годы связаны с взаимным пиаром корпораций и уличных художников. Впервые большое пространство для стрит-арта появилось в 2007 году, когда агентство недвижимости МИАН провело акцию «Раскрась Москву» в честь двенадцатилетия компании. Граффити-райтерам предложили расписать торцевые стены домов Лосиноостровского района.





2010

Затем стрит-артом заинтересовалась энергетическая компания МОЭК, входящая в холдинг «Газпром». В 2009-2010 годах они провели конкурс «Энергия Мечты». Тогда граффити-художники украсили дома в Беляево, Митино и Отрадном, денег за работу, даже финалистам конкурса не заплатили.


«Основное различие между паблик-артом и стрит-артом заключается в том, что паблик арт подразумевает заказ с чьей-то стороны: государства, музейной институции либо крупной компании, тогда как стрит арт зачастую носит подрывной и провокационный характер, хотя известно множество примеров работ, которые себе такой задачи не ставят. Для стрит-арта принципиальна анонимность. Для паблика-арта достаточно четырех составляющих — заказчика, города, публики и работы , выполненной художником».

Александ Сувалко, предпадаватель Школы культорологии НИУ ВШЭ
Источник: thequestion.ru

У администрации города к этому времени, видимо, уже тоже сложилось понимание, зачем паблик-арт нужен Москве и Сергей Собянин официально разрешил «разрисовывать» Москву. Оставалось, придать уличному искусству нужную смысловую нагрузку.

В декабре состоялся второй форум стрит-арта MOST, организованный NOVATEK ART и Винзаводом, в этом году его поддержал Департамент культуры.

В апреле начался самый популярный фестиваль за всю историю официального стрит-арта – «Лучший город Земли», приуроченный ко дню города, в рамках которого художники расписали около 150 фасадов.



.


2013


Фестиваль «Лучший город Земли» повторился снова, в этот раз главной темой было искусство ХХ века. Так в городе появились "многоэтажные" портреты Стравинского, Булгакова, Эйзенштейна и Станиславского. Как и во время первого фестиваля, гарффити занималась команда «ZukClub».




2014
Онлайн-сервис «Граффити-помощь» был создан для принятия частных заявок от горожан с просьбами разукрасить дома в их районах. Порядок действий был такой: сначала заполняем форму на сайте, дальше граффити должно быть согласовано с Москоарзиетктурой, и только после художник начинает рисовать. Так, по этому алгоритму удалось расписать одну серую стену в Южном Бутово, на ней появилось яркое граффити с двумя кораблями.

Волна патриотических настроений стала темой для московского паблик-арта в 2015-ом. Первой работой на эту тему было граффити «Россия и Крым — вместе навсегда» художников российской патриотической организации «Сеть», появилось годом ранее.

Позже в городе стали появляться черно-белые портреты генералов и маршалов войны. Инициатором новых граффити стало Военно-патриотическое общество.
Один из поводов: 70-летие победы в ВОВ.
Патриотическое общество запустило два проекта, первый - «Наследие. Улицы героев» - художники создавали портреты героев войны на одноименных улицах, второй проект - «Помнит мир спасенный».
2015
В числе первых работ этой серии было
обращение к космонавту Юрию Гагарину
"Юра, мы исправились". Внизу расположился
значок Сочинской Олимпиады. Авторами стали
художники из группы «НЭЗО STREET ART» ,
которые сотрудничают с "Сетью" и проектом
«Городские галереи».

Ещё один повод - 70-летие победы в ВОВ. Патриотическое общество запустило два проекта, первый - «Наследие. Улицы героев» и «Помнит мир спасенный» - серия граффити уже на основе документальных фотографий военных лет. На улице Марксистская художники нарисовали портрет военного корреспондента и писателя Константина Симонов.

В центре Москвы практически один за другим буквально из-под земли возникают современные патриотические монументальные росписи, содержащие все те же фотореалистичные портреты, что и раньше, все тех же героев и деятелей советского союза. Но если искусство СССР создавало утопию, старалось показать то, каким будет «светлое будущее», то сегодня это не более, чем фиксация истории, рефлексия по утраченному, констатация фактов.

Особо не углубляясь в анализ сюжетности, качества и прочих сугубо технических вещей, все же, непонятно, кем были выбраны эти люди, украшающие теперь все еще величественное пространство нашего города. И вообще, чем это все является, можно ли это расценивать как перерождение советского монументального искусства или это лишь реклама, веяние моды, политический тренд?
— Игорь Поносов. Художник, основатель и редактор онлайн-проекта «Партизанинг», автор книги «Искусство и город».


В том же году в городе снова появились граффити на литературную тему. Эти работы были сделаны проектами «Город в словах» и «Стихи на стенах» и привязаны к «Году Литературы». Каждое граффити - это иллюстрация к цитате, и сама цитата из произведения. На работах «Города в словах» еще QR-код со ссылкой на нужную книгу. В проект вошли фразы из произведений Алексея Иванова, Захара Прилепина, Андрея Геласимова, Евгения Водолазкина, Нарине Абагарян.



«Афиша» тогда пошла по горячим следам и поговорила с художником Стасом Добрым, который сказал, что ничего удивительного в таких граффити нет: «Стены — это кривое зеркало, которое очень хорошо показывает то, что происходит». «Пускай будут и "крымские" фасады, и "СПАСИБО" Путину, — говорит он. — Пусть наши дети и внуки увидят, каким убогим был режим».


Впрочем, скоро граффити начала 10-х стали уничтожать, а на их месте появилась реклама. Реклама под видом стрит-арта. Одним из первых закрасили известное граффити «Цирк» Алексея Медного на Цветном бульваре, на его месте появилась реклама американского бренда одежды Tommy Hilfiger, причем все это по согласованию с властями. В городе же такая реклама считается нелегальной, так как и законов, проговаривающих эту проблему еще нет. Среди других компаний, сделавших себе арт-рекламу – Аэрофлот, Йота, Касперский, Ахмад и другие.



2016

В городе продолжили появляться военные граффити. К выходу фильма Андрея Шалопы "28 панфиловцев" создали работу с надписью: "Отступать некуда", и танком, идущем прямиком на солдата.

Художники из реальной уличной среды тоже не исчезли. В этом году прошел самый крупный в России арт-фестиваль Faces&Laces. Он посвящен спорту, уличной моде и субкультурам. Его организаторы - выходцы из "граффити тусовки" 90х, это художники Дмитрий Оскес и Алексей Аксенов. Они делают фестиваль уже десять лет, среди его участников и независимые худжники и такие крупные бренды, как Nike, Puma, Reebok и другие.



На Новослободской и в Казарменном переулке появились граффити, посвященные Году Экологии. На одной работе - молодая пара едет на велосипеде, у девушке вместо волос - что-то вроде копны зеленых листьев. На второй иллюстрации - женщина, держащая на ладони дерево. Реакция москвичей на экологичные граффити была неоднозначной. Кому-то понравилось, но немало и тех, кто назвал работы "издевательством".
2017
Следующая волна изображений посвящена Чемпионату мира по футболу 2018. Первым около стадиона «Открытие», где пройдут матчи, появилось длинное сюжетное граффити - девушка с теннисной ракеткой, гуляющие молодые люди и футболисты в красной форме на фоне яркого городского пейзажа.
В том же 2017-ом появились еще две знаковые работы уже в центре города - портреты футболистов с надписью "Ты в игре" на Зацепском валу и Никитском бульваре.
Как пишет РБК, авторы рисунков сообщили, что не ставили задачу нарисовать конкретных футболистов — все образы собирательные и реальных прототипов у них нет.Инициатором появления этих двух работ стал Альфа-банк - официальный банк чемпионата мира по футболу 2018.

Сегодня паблик-арт уже стал отличительной чертой московского городского пространства: почти каждый узнаёт граффити с Майей Плисецкой на Театральном проезде или хоть раз сталкивался с суровым взглядом Мейерхольда, проходя мимо сталинской высотки на Котельнической набережной. Это значит, что город, переживающий одно из самых масштабных за всю историю Москвы благоустройств стал центром и арт-практик, и коммерческих и творческих инициатив, и идеологической площадки для борьбы власти и её оппозиции.
над проектом работали:
  • Екатерина Палашина (фото)
  • Кристина Пуланджакли (фото)
  • Анастасия Грамматикова (автор текста)
  • Елизавета Червякова (автор текста)
  • Залина Цибоева (интервью)
  • Татьяна Наприенко (интервью)
  • Валентина Шаталова (верстка)
  • Юлия Печенкина (верстка)
  • 504 группа
фотоисточники:
  • ua-01.com
  • gotonight.ru
  • m24.ru
  • sport.rbc.ru
Subscribe
Website Development: Tilda
Made on
Tilda