Леонардо, хватай иглу: как татуировка превращается в искусство
Женя пролетел 8000 км, чтобы раскрасить свое тело. Иглой. Это больно и дорого. А на что еще идут люди ради татуировок?
Еще 20-30 лет назад такое было сложно представить. Древняя техника нанесения рисунков на тело в Советском союзе была уделом маргиналов или военных. В основном татуировки ассоциировались с тюрьмой, где они представляли знаковую систему. По наколкам можно было узнать биографию человека: где и как он отбывал срок, за что и сколько. Однако рисунки на теле носили не только преступники. В армии татуировки не приветствовали, хотя и не порицали в тяжелых условиях службы. На теле набивали группу крови, года службы, символы, связанные с местом службы и родом войск. В целом, это были довольны утилитарные «памятки» для носителя и опознавательные знаки для других военных. Моряки часто привозили татуировки из плаваний. Уже позже появились субкультуры, активно использовавшие татуировки в качестве своих отличительных знаков.
Исторически татуировки передавали различные сакральные смыслы, скрытые образы человека. Они были, прежде всего, одним из способов самопрезентации, выражением идей человека. Другое назначение татуировки касается запечатления на теле памятных дат или кумиров.
Лидия Васильевна
Писковатка, Саратовская область
Родилась в 1­941-м году

У бабушки Алины тоже ­была татуировка. Ее з­апястье носило ее со­бственное имя: "Лида"­. "Все девчата делали е­е. Сидели вот в кругу­, вязали платки и сде­лали вот эти... татуир­овки."

Было ли этo модно? Бы­ла ли это памятка и­ли протест? Даже с­ама Лидия Васильевна­ не может сегодня от­ветить на этот вопрос­. "Я выжигала ее, потом­у что я стеснялась с ­ней ходить", - подытоживает она историю своей татуировки.

"Хватит жрать!"
Сегодня татуировки имеют другое значение. Люди украшают свое тело большими татуировками на спине, руках, ногах, просто потому что им это нравится. Все это искусство находится на телах людей - обычных людей, которые не принадлежат ни к какой-либо субкультуре, не отбывали наказание. Их татуировки часто не имеют ни глубокого смысла, ни истории.
Процесс татуировки тоже изменился. Ручной способ нанесения рисунка сегодня вытеснен специальными машинками. В России они появились гораздо позже, чем в странах Европы, но их уже активно используют во всех тату-салонах.
Но несмотря на все технические новшества, процесс нанесения татуировки остается болезненным, это всегда шок для нервной системы. Ощущения у людей возникают разные. Они зависят от болевого порога. Многократное прокалывание кожи одним может показаться пощипыванием, а другим - выстрелами. Но на что только не готовы некоторые люди в погоне за произведением искусства!
Женя
Якутия
Молодой человек из маленького города в Якутии – края непроходимой тайги и необъятной суровой тундры, одного из самых холодных мест на земле – пролетел больше 8000 км, чтобы сделать себе татуировку в Москве.

«У нас дома зима почти 10 месяцев, зима жестокая, бывает и -55 градусов. Часто нечем заниматься. Сейчас стало лучше, потому что у нас построили гимнастический зал. До этого многие пили или играли в компьютерные игры. У нас очень популярен интернет. Когда сидишь дома, потому что на улице так холодно, можешь узнать много интересного. Однажды я смотрел картинки в интернете и, после того как увидел несколько работ Ники Самариной, сразу понял, что обязан набить у нее космический рукав. Я летел из Якутии в Москву в отпуск, в Москве был только 5 дней. Поскольку времени было не так много, мы должны были сделать этот рукав за 5 дней. B целом это заняло примерно 30 часов. Первый и второй день было нормально, потом уже нервная система устала - и терпеть стало сложнее. Но мы все уже запланировали. На пятый день… нда, терпеть было сложно».

Обычно нанесение большой татуировки занимает гораздо больше времени. Между этапами делается перерыв в две недели. Пять дней интенсивного воздействия тату-машины на кожу – экстремально для организма. У Жени в результате очень сильно опухла рука. Но ни боль, ни 200 000 рублей не отговаривало его покрасить себе рукав иглой.
Аленка
Москва
Аленка работает режиссером в московском театре. У нее большая татуировка на спине, шее, она планирует покрыть рисунками еще и живот и, наверное, сделать второй рукав.

«Свои татуировки я начала с рукава. Это была моя идея по примеру одного болгарского художника. Ника там добавила еще несколько вещей по стилистике – там цветочек, там что-то другое. Спина – уже полностью ее арт. Эта картина мне так понравилась, что я хотела ее носить на себе. Долго думала, куда ее положить на себя. Ника предложила: "А давай на спину!" Я подумала – да, почему бы нет? Это будет очень круто. На спину ушло где-то 50 часов, может, и больше. Терпела сильно. Но результатом очень довольна. Даже выиграла с ней несколько наград в цветной татуировке на тату-фестивалях»
Когда я вижу картинки, которые мне нравятся, мне хочется их сохранить. И как вариант – почему не нанести их прямо на себя и ежедневно радоваться?
Тату становилось искусством
Сегодня у татуировки, как у любого искусства, есть множество стилей. Многие из них заимствованы у субкультур, но уже не указывают на принадлежность к ним. Так, татуировки стиля олдскул больше не связаны с моряками, их набивают за красоту. Точно так же японские мотивы в татуировке, связанные раньше с мафией, сегодня популярны среди обычных людей.
Тату мастер - настоящий художник
Интересно, что Россия второй раз становится всемирно известна в области татуировок. Раньше привлекала внимание особая традиция тюремной татуировки, сегодня ее тату-культуру представляют самые талантливые художники – тату-мастера в разных стилях.
Ярослав
Санкт Петербург. Стиль: орнамент
«Когда я начал татуировать, всем стало интересно. Я жил в коммуналке. Все соседи, друзья смотрели, просили: "А сделай мне, сделай и мне". Проблема в том, что многие люди никогда не встречались с человеком, у которого есть большая татуировка, именно на видном месте. Для них это странно, поэтому они боятся, у них есть предрассудки, хотя они сами часто вообще не понимают почему. Ты каким-то образом выделяешься. Ты какой-то супермодный? У тебя все в порядке с головой? Многих пугает неизвестность.

У меня год было оборудование, но я год ничего не делал. Я даже не знал, как к этому подступиться. Включаешь машинку – и она дрдрдр, искрит. Идешь на форум, где какой-нибудь бородатой мужик с другим бородатым мужиком обсуждают иголки, что подкладывать под пружинку, и ты ничего не понимаешь. Как это делать?

Больше всего меня привлекает в татуировке – это то, что у тебя появилась какая-то идея, и ты можешь ее нарисовать. Я нашел себя в стиле орнамент. Гармония. Мне намного проще рисовать что-то на людях, чем на бумаге. Кожа для меня – самый удобный материал. На бумаге то нарисовал, налепил, а это не то. Тебе надо понять, как это будет двигаться»
Постоянно отказываюсь от работ. Человек пришел, показал картинки, и ты понимаешь, что с ним нельзя работать. "Я хочу чтобы там были сакральные фигуры... и потом моя любимая собачка: она должна из этого как-то выпрыгивать. Ты ведь художник. Нарисуй". Но татуировка имеет очень много ограничений.
«Я, например, не могу понять, когда люди татуируют на себя бабушек и дедушек. Мне сказали: ты бесчеловечный. Память – это, конечно, здорово, но ты не должен забывать, что это на всю жизнь. Будешь этих стариков носить на себе всю жизнь? Чтобы не надоело смотреть на себя...»
Ника
Сочи (но родом из Москвы).Стиль: реализм, цветная татуировка.
«Рисовала я всю жизнь, хотя по образованию инженер. Но в общем, пробовала многие узкие специализации, где могла применить свои умения. Каким образом в татуировку вошла, я даже не помню. Но самую первую татуировку я своей соседке в общаге сделала. И свою собственную первую татуировку сама себе набила»
Если ты не умеешь рисовать на бумаге или на чем-то еще, на кожу переходить рано. Портить кожу – это уже серьезно.
«Стиль? Я пробовала рисовать разные свои картиночки. Хотя первоначально все в основном зависело от идеи людей. И потом как-то благодаря клиентам с общими интересами я пришла к своим сегодняшним сюжетам, в которых могу выразить себя и свою фантазию. Хорошо, что это людям интересно. Радует.

Плохо, когда тату-мастер теряет интерес к своему делу. Его больше интересует, как заработать деньги, а на качество он забивает. Татуировка, в первую очередь, должна быть искусством.

Когда я начала работать в области тату, было всего десять русских тату-мастеров, на которых было можно смотреть. Мы начали украшать тела в то время, когда у нас в России для этого не было ничего. Сейчас ситуация совсем другая. Технология позволила нам развиваться»
«Лично у меня плохой опыт [отношения людей к татуировкам]. На меня странно и негативно реагировали. И хамство за спиной. Непонимание есть до сих пор. Человеку нужно понять, что татуировка должна быть частью твоего тела. И большая татуировка – лучше смотрится. Мне очень странно, когда у людей самый главный критерий – это цена. Они хотят экономить на своей красоте? На себе?»
Для меня татуировка – это способ порадовать себя. Визуальный кайф. Приятно, когда на коже есть картинка.
А вообще самое тяжелое – начать. И договориться. Если человек тебе доверяет, то нет проблем. Если он не доверяет, тебе сложно работать».
Татуировки не для всех
Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге можно увидеть множество людей с татуировками. Они работают официантами, продавцами в книжных магазинах, парикмахерами, поварами - кем угодно. Но это в столицах, где новшества приживаются очень быстро.

Опрос Левада-центра об отношении россиян к татуировкам, пирсингу и пластической хирургии был проведен в 46 регионах страны дважды: в 2006 и в 2014. И его результаты могут удивить.
В первую очередь этот опрос показал, какой длинный путь татуировке предстоит пройти в России, прежде чем люди перестанут воспринимать это явление негативно. За 8 лет отношение даже ухудшилось: в 2004 году "целиком отрицательно" ответил 41% опрошенных, а в 2014 - 47%. Соответственно, и решиться на татуировку способны лишь немногие. Кроме того, большинство людей приписывает татуировкам негативные мотивы: желание выделиться, подстроиться под моду или отсидка. Наиболее правильный по отношению к современной тату-культуре вариант (стремление украсить себя) выбрало меньше четверти опрошенных.
Все это говорит о том, что татуировка как искусство в России остается непонятна еще очень многим людям.
Наша команда
Люди, подготовившие для вас этот проект
Нина
Продюссер
Диана
Редактор
Катя
Верстка
Made on
Tilda